- b-doka.ru
- →
- Вопрос/ответ
- →
- Оценка бизнеса. Основные методы
Оценка бизнеса. Основные методы
Что представляет собой оценка бизнеса? Прежде всего, это определение наиболее вероятной продажной стоимости предприятия. Обычно такая оценка нужна при реструктуризации, слиянии/поглощении, купле/продаже, а также для различных инвестиционных задач и для привлечения капитала. Она является одним из сложнейших направлений в оценочной сфере и, конечно, требует исключительно профессионального подхода.
Выполнение каких задач предполагает оценка бизнеса в наше время?
- Оценка мажоритарного/миноритарного пакета акций компании.
- Оценка имеющихся активов предприятия (имущественного комплекса).
- Оценка акций компании, которые пользуются спросом на рынке.
Бизнес является системой, но ее реализация на рынке возможна, как отдельными элементами, так и всем комплексом. То есть, товаром, по сути, являются даже составляющие единого целого, поэтому нередко (при соответствии цели) оценивается также рыночная стоимость отдельных бизнес-активов.
Что касается инвестиций, потребности и доходности в бизнесе – они напрямую зависят от процессов внутри бизнеса и во внешней среде. Например, следствием нестабильности в государственной экономике может быть неустойчивость бизнеса, а нестабильность самого бизнеса ведет к нестабильности в отрасли. Как следствие, появляется необходимость постоянного и квалифицированного регулирования бизнеса, что оценка предприятия также должна учитывать.
На сегодня используется три метода оценки бизнеса, из которого выбирается наиболее точный после проведенного анализа для каждого конкретного случая:
Доходный метод. Представляет собой определение настоящей стоимости предполагаемых доходов. Чем выше доход, тем, соответственно, выше стоимость. Такой подход целесообразен, если имеется возможность прогнозировать будущие доходы. Из методов доходного подхода самые актуальные для России – это метод капитализации (используемый при стабильности и положительном характере прогнозируемых доходов, а также предсказуемости темпов их роста) и универсальный метод дисконтирования потоков, позволяющий определить настоящую стоимость доходов в будущем.
Сравнительный метод. Предполагает совокупность всех методов оценки стоимости бизнеса, которые, в свою очередь, основаны на сравнении конкретного объекта с другими, аналогичными.
Затратный метод. Подход, предполагающий рассмотрение оценки бизнеса с учетом понесенных расходов, тщательную переоценку активов, расчет оценочной стоимости капитала компании.