|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 8: Переоценка имущества в учете
Безусловно, учесть результаты переоценки при налогообложении прибыли фирме не удастся. Но тем не менее плодами подобного мероприятия являются не только «свежие» сведения о нынешней стоимости активов компании, но и изменение размера налоговых отчислений в бюджет, причем как в большую, так и в меньшую сторону. А посему, зная, в каком состоянии находятся основные фонды, предприятие может управлять своими «расходами» на пополнение казны.
Оценочные мероприятия
Порядок проведения мероприятий по переоценке основных средств регламентирован ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н (далее – ПБУ 6/01). Пунктом 15 данного нормативно-правового акта установлено, что приведение ОС к их текущей (восстановительной) стоимости может проводиться коммерческими фирмами не чаще одного раза в год, что, кстати говоря, подчеркивал и Минфин в письме от 22 октября 2008 г. № 07-05-10/74. Причем «подписавшись» на подобное мероприятие единожды, фирма берет на себя обязательство проводить эту процедуру в отношении переоцененных фондов регулярно, и соответствующая информация неминуемо должна появиться в учетной политике организации.
Неоценимую помощь в части разъяснения правил переоценки ОС Положению по бухучету 6/01 «оказывают» Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н (далее – Указания). Ведь именно этот документ раскрывает технологию осуществления данного мероприятия.
В пункте 44 Указаний (в нем-то и оговаривается необходимость проведения регулярной переоценки) содержится приписка, мол, подобная процедура нужна для того, чтобы стоимость объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной). Вполне логично, что если отклонения незначительны, то решение о переоценке бессмысленно.
В свою очередь, под текущей (восстановительной) стоимостью ОС в Указаниях призывают рассматривать сумму денег, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо из объектов. Для определения этого показателя можно использовать:
– данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей;
– сведения об уровне цен, имеющиеся у органов госстатистики, торговых инспекций и фирм;
– информацию об уровне цен, опубликованную в СМИ и специальной литературе;
– оценку БТИ;
– экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Поскольку далеко не каждый из вышеназванных способов уточнения «реальной» цены средства обходятся предприятию даром, затраченные на добычу таких сведений средства можно списать в налоговом учете. Правомерность данной манипуляции закреплена подпунктом 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, предполагающим отнесение на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, сумм оплаты услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости. На основании данной законодательной нормы списываются и вознаграждения, перечисленные за переоценку основных средств сторонним компаниям. Подобные действия не так давно были одобрены Министерством финансов в письме от 24 августа 2009 г. № 03-03-06/1/5 Главное, напомнили финансисты, чтобы в наличии у снижающей налоговое бремя фирмы оказались все необходимые подтверждающие документы.
Подготовительный процесс
Надумав проведение переоценки, фирма должна основательно подготовиться к данному мероприятию. Прежде всего, по настоятельной рекомендации, изложенной в пункте 45 Указаний, нужно проверить наличие объектов основных средств, стоимость которых будет «равняться» на рыночные цены.
Как только «инвентаризационные» работы будут проведены, к делу может приступать руководитель организации, от которого потребуется оформить распорядительный документ о проведении переоценки. Подобное решение высшего органа управления компанией должно стать обязательным для всех служб фирмы, которых так или иначе коснется переоценка.
Сопроводительной бумагой распоряжения о проверке неминуемо должен стать перечень объектов, подлежащих переоценке, где бы фиксировались не только названия оцениваемых заново ОС, но также и сведения о датах их приобретения, сооружения или изготовления и о датах, когда такие активы были приняты к бухгалтерскому учету.
Наличие указанных бумаг может стать своего рода подстраховкой от претензий инспекторов, а их отсутствие, наоборот, действует на ревизоров как красная тряпка на быка. Другой вопрос, что в качестве доказательств нарушения налогового законодательства отсутствие перечня или какого-либо определенного из рекомендуемых Указаниями реквизитов стать не могут. Подобный вывод был продекларирован столичными судьями в решении Арбитражного суда г. Москвы от 19 мая 2005 г. по делу № А40-18080/05-118-195, а чуть позже подтвержден в постановлении ФАС Московского округа от 3 ноября 2005 г. № КА-А40/10604-05.
«Объектный» пересчет
Непосредственно процесс переоценки ОС производится путем перерасчета его первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и перерасчета суммы амортизации, начисленной за все время его использования.
Таким образом, исходными данными для определения «реальной цены» основных средств являются (п. 46 Указаний):
– первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если данный объект переоценивался ранее), по которой он учитывается в бухучете по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;
– сумма амортизации, начисленной за все время использования ОС по состоянию на указанную дату;
– документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов по состоянию на 1 января отчетного года.
Такая жесткая привязка к датам, на которые исследуются вышеназванные показатели, приведена в Указаниях неспроста. Дело в том, что переоценка в принципе не может приходиться ни на какой иной момент, кроме начала отчетного года. Это одно из основных требований пункта 15 ПБУ 6/01. Подобный нюанс является весьма значимым не только с точки зрения правильности ведения бухучета, но и с позиции налогообложения. Дело в том, что от стоимости ОС, установленной на 1 января, напрямую зависит сумма перечисляемого в бюджет налога на имущества. А значит, нарушения установленного правила чреваты еще и спорами с налоговиками, причем поддержки от служителей Фемиды по данному вопросу ждать не приходится (постановление ФАС Уральского округа от 7 ноября 2007 г. № Ф09-9062/07-С3).
Разумеется, возражения от инспекторов могут поступать лишь в том случае, если в результате переоценки балансовая стоимость активов, учитываемых на счете 01 «Основные средства», оказалась ниже прежнего показателя, и, следовательно, уменьшилась и сумма налога на имущество.
Вместе с тем совершенно не факт, что итоги мероприятий по приведению «цены» ОС в соответствие с рыночными ценами примут отрицательные значения. Ведь совершенно запросто функционирующее оборудование может оказаться куда дороже, нежели это было первоначально. Особенно, если фирма вложила в доведение до ума таких объектов уйму денег.
«Результативный» бухучет
Итак, результатом проведения переоценки может стать их дооценка, то есть увеличение стоимости ОС или, наоборот, его уценка.
Согласно пункту 48 Указаний сумму дооценки объекта следует отражать по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала. Иными словами, речь идет о проводке:
Дебет 01 – Кредит 83.
Когда настанет время для выбытия увеличившего свою стоимость в ходе переоценки средства, сумму дооценки нужно будет «перекинуть» на нераспределенную прибыль, то есть сделать запись:
Дебет 83 – Кредит 84.
Если же мероприятие по уточнению стоимости активов проводится фирмой не впервые и результатом переоценки основных средств в прошлом году стала их уценка, то вместо отнесения «прибавки к стоимости» на добавочный капитал указанные суммы нужно будет зафиксировать по кредиту счета 84. И неудивительно, ведь выявленное прежде уменьшение стоимости ОС, то есть его уценка, должна была попасть в дебет счета 83 со счета 01.
Если в предыдущем периоде при переоценке средств была выявлена дооценка, то суммы уменьшения стоимости нужно будет «изъять» из добавочного капитала, на который эта сумма была отнесена в прошлый раз, сделав проводку:
Дебет 83 – Кредит 01.
Причем если размер уценки стоимости актива оказался выше зафиксированного прежде увеличения, то разница между обоими расчетными значениями покрывается за счет нераспределенной прибыли. А значит, необходимо сделать запись:
Дебет 84 – Кредит 01.
Проиллюстрируем сказанное на основе данных примера, который приводится в пункте 48 Указаний.
Пример
Первая переоценка. Первоначальная стоимость ОС на дату первой переоценки составила 70 000 рублей. Срок полезного использования объекта составляет 7 лет, годовая сумма амортизационных отчислений – 10 000 рублей; накопленная сумма амортизационных отчислений на дату переоценки – 30 000 рублей.
В результате переоценки было выявлено, что текущая восстановительная стоимость объекта выше, а именно – 105 000 рублей. Таким образом, разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете, и текущей (восстановительной) стоимостью составит 35 000 руб. (105 000 – 70 000).
Вполне логично, что изменится норма амортизации. Для того, чтобы пересчитать амортизационные отчисления, прежде потребуется определить коэффициент пересчета:
105 000 руб. : 70 000 руб. = 1,5.
Исчислив данный показатель можем определить сумму пересчитанной амортизации:
30 000 руб. x 1,5 = 45 000 руб.
В нашем случае разница между размером пересчитанной и накопленной амортизации составит 15 000 рублей (45 000 руб. – 30 000 руб.).
Получив вышеуказанные данные, можно рассчитать и отразить сумму дооценки:
Дебет 01 Кредит 83
– 20 000 руб. – отражена сумма дооценки.
Вторая переоценка. Стоимость этого же объекта на дату второй переоценки – 105 000 рублей.
Сумма начисленной амортизации за год, предшествующий переоценке, – 15 000 рублей ((100% : 7 лет) х 105 000 руб.). Общая сумма накопленной амортизации на дату второй переоценки увеличится и окажется равной 45 000 рублей (30 000 + 15 000).
По результатам второй переоценки было выявлено, что текущая (восстановительная) стоимость снизилась, составив 63 000 рублей.
Как и в прошлый раз, определяем коэффициент пересчета:
63 000 руб. : 105 000 руб. = 0,6.
Исходя из данного значения, исчисляем сумму пересчитанной амортизации:
45 000 руб. x 0,6 = 27 000 руб.
Исчисляем также разницу между суммой пересчитанной накопленной амортизации:
45 000 руб. – 27 000 руб. = 18 000 руб.
Таким образом, размер уценки составил 24 000 руб. ((105 000 руб. – 63 000 руб.) – 18 000 руб.).
Поскольку размер дооценки в предыдущий период составил 20 000 рублей, данную сумму следует «изъять» из добавочного капитала. В свою очередь, за счет нераспределенной прибыли пойдет только 4 000 рублей уценки (24 000 руб. – 20 000 руб.).
Так, нужно будет сделать записи:
Дебет 83 Кредит 01
– 20 000 руб. – отражена сумма уценки (с учетом увеличения стоимости активов при первой переоценке);
Дебет 84 Кредит 01
– 4 000 руб. – отражена сумма уценки, выявленная при переоценке ОС.
Результаты проведенной переоценки объектов основных средств, согласно пункту 47 Указаний, подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. При этом они не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего года, а принимаются при формировании баланса на начало года, на 1 января которого и пришлось данное мероприятие.
Налоговые последствия
Основным изменением, сопровождающим корректировку показателей по счету 01, понятное дело, становится налог на имущество.
Что же касается налогообложения прибыли, то в силу пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса никакого влияния бухгалтерские манипуляции на базу налога не повлияют, что, кстати, отмечает и Минфин в письме от 6 марта 2008 г. № 03-03-06/1/157.
Вместе с тем различия в амортизационных начислениях, признаваемых расходами, способны привести к возникновению постоянных разниц и соответствующих им постоянным налоговым активам (п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 114н).
Лоскутова Мария, ведущий эксперт ООО «Центр экономической информации»