|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 18: Перевозка пассажиров: режим труда водителей
Использование транспортных средств российское законодательство, в частности, Гражданский кодекс, относит к видам деятельности, связанным с повышенной опасностью для окружающих. И неудивительно, ведь ежегодно дорожно-транспортные происшествия уносят жизни огромного количества людей. Вполне логично, что особые требования при этом предъявляются и к водителям авто. Трудовым кодексом они отнесены к категории работников, режим труда и отдыха которых строго регламентирован.
Особый вид деятельности
Как известно, бизнес по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для транспортировки более 8 человек, является лицензируемым видом коммерции. Исключение из данного правила предусмотрено для ситуаций, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Об этом говорится в подпункте 62 пункта статьи 17 Закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ.
Согласно постановлению правительства от 30 октября 2006 года № 637 (далее – постановление № 637) хозяйствующий субъект, занимающийся перевозками пассажиров, должен соблюдать лицензионные требования и условия. Так, является обязательным «вооружение» каждого ТС полисом ОСАГО и предусмотренными правилами дорожного движения документами (как то: водительское удостоверение шофера; талон техосмотра; свидетельство о регистрации авто; путевой лист). Кроме того, необходимо организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию шоферами навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Вдобавок нужно обеспечивать соответствие технического состояния ТС требованиям безопасности дорожного движения и не допускать к эксплуатации автомобили при наличии у них серьезных неисправностей. Таковы требования статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ.
Несоблюдение указанных положений законодательства грозит должностным лицам (руководителю фирмы либо ИП) штрафом в размере от трех до четырех тысяч рублей. Самой же компании на основании части 3 статьи 14.1 КоАП могут выписать штраф в сумме от тридцати до сорока тысяч рублей. Примеры подобных нарушений – непроведение медицинских осмотров и игнорирование обязанностей по повышению квалификации водителей. Об этом напомнил ФАС Поволжского округа в постановлении от 11 июня 2009 года по делу № А55-58/2009.
За ведение бизнеса с грубыми нарушениями лицензионных требований частью 4 статьи 14.1 КоАП предусмотрено наложение штрафа на ИП и должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей; на организацию – от сорока до пятидесяти тысяч рублей. Альтернативным наказанием для фирм и предпринимателей является административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. К столь плачевным последствиям приведет использование ТС, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра (постановление № 637).
Каждая минута на счету
Специфика перевозочной деятельности накладывает свой отпечаток и на режим рабочего времени и отдыха водителей автомобилей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Минтранс приказом от 20 августа 2004 года № 15 утвердил положение, посвященное регулированию данных вопросов (далее – Положение).
Графики работы на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждую смену с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей минимум за один месяц до введения их в действие. Этими документами устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы, время перерывов для отдыха и питания, время междусменного и еженедельного отдыха. Отметим, что график должен утверждаться с учетом мнения представительного органа работников (п. 4 Положения).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для шоферов, трудящихся по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, максимальная длина смены составляет 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов. Это прямо предусмотрено пунктом 7 Положения.
Если по условиям производства не может быть соблюдена указанная продолжительность труда, водителям устанавливается суммированный подсчет рабочего времени с учетным периодом в один месяц. Естественно, должна быть принята во внимание позиция профсоюза по данному вопросу. При этом на транспортировке пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может составлять до 6 месяцев.
В любом случае продолжительность рабочего времени за данный период не должна превышать нормальное число рабочих часов (п. 8 Положения).
По общему правилу при суммированном учете рабочего времени период ежедневного выполнения обязанностей водителей не должен превышать 10 часов. Исключение предусмотрено для водителей, трудящихся на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах. Для данной категории сотрудников длина смены может быть увеличена до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Дробление производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения профсоюза.
Перерыв между двумя частями трудового дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность отдыха в течение смены должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Общая же длительность ежедневной работы составляет 8 либо 10 (12) часов, в зависимости от того, как ведется учет труда.
В рабочее время водителей включаются также подготовительно-заключительные работы (проверка технического состояния авто до и после смены) и регулярный медицинский осмотр. Длительность данных мероприятий, равно как и состав ежедневных диагностических процедур, каждая фирма устанавливает на свое усмотрение. Главное – учесть мнение представительного органа работников организации.
Подчеркнем, что общее время непосредственного управления автомобилем в течение смены не может превышать 9 часов. Однако при суммированном учете труда период вождения ТС в течение дня может быть увеличен до 10 часов. Это можно делать не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность «кручения баранки» за две недели подряд не может превышать 90 часов. Об этом говорится в пункте 17 Положения.
Отдельно стоит упомянуть о суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах. Для данной категории сотрудников может вводиться суммированный учет периодов управления автомобилем. В таком случае максимальная продолжительность вождения ТС за две недели подряд с учетом сверхурочных составляет 90 часов.
Если у работодателя возникает необходимость привлечения сотрудников к сверхурочным работам, то их максимальная продолжительность для каждого водителя равняется четырем часам в течение двух дней подряд и 120 часам в год. По общему правилу при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Исключением являются стихийные бедствия и введение режима чрезвычайного положения (ст. 99 ТК).
Время набраться сил
Мы уже упоминали, что водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Как правило, это делается в середине рабочей смены.
Если согласно графику сменности продолжительность ежедневной работы составляет более 8 часов, водителю могут даваться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время перерыва для отдыха и питания и его конкретная длина (общее время «пауз» во время смены) устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюза или по соглашению с водителем. Об этом говорится в пункте 24 Положения.
Продолжительность междусменного отдыха с учетом «обеденного» перерыва должна быть не меньше удвоенного времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. При суммированном учете рабочего времени минимальная продолжительность ежедневного отдыха равняется 12 часам (п. 25 Положения).
Что касается еженедельного непрерывного отдыха, то он должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за междусменным отдыхом, и его длительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности. При этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
В случае различных форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса (ликвидация последствий аварий, предотвращение порчи имущества фирмы и т. п.), допускается привлечение водителей к работе. Согласно пункту 29 Положения «внеплановый» выход на работу производится по письменному распоряжению работодателя. «В нагрузку» придется заручиться письменным согласием сотрудника. Во всех остальных случаях нужно также учесть мнение профсоюза.
Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается только при условии выплаты дополнительного вознаграждения (ст. 112 ТК). Размер и порядок выдачи указанной надбавки определяются коллективным либо трудовым договором, соглашениями, внутренним распоряжением, принимаемым по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. При суммированном учете труда смены, выпадающие на праздники, считаются рабочими и включаются в норму выработки в течение учетного периода.
Напоследок упомянем об отпусках. Дело в том, что отдельным категориям водителей полагаются не только ежегодные оплачиваемые «каникулы» продолжительностью 28 календарных дней, но и дополнительные. Основание для этого – до сих пор действующий список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). Согласно документу длительность «бонусного» отпуска водителей автобусов, работающих на регулярных линиях, составляет 12 рабочих дней.
А. Березин
Проверки компаний
Проверка кассы: оборонительная позиция
Внеплановая проверка контрольно-кассовой дисциплины может принести предпринимателям и организациям немало хлопот. Ведь предусмотренные штрафные санкции достаточно велики, и придраться инспекторы могут к чему угодно (достаточно будет передать кассовый чек вслед за сдачей, а не одновременно). При этом даже генпрокуратура открестилась от представителей бизнеса, посчитав, что такого рода проверки согласовывать с ней налоговики не обязаны…
Преступление и наказание
Тот факт, что организации и индивидуальные предприниматели должны применять кассовый аппарат при осуществлении налично-денежных расчетов с населением, зафиксирован в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). При этом использование ККТ влечет дополнительный свод обязанностей для хозяйствующих субъектов, начиная выдачей покупателям чека на покупку и заканчивая обеспечением беспрепятственного доступа проверяющих к соответствующей контрольно-кассовой технике и представлением контролерам запрашиваемой для проверки документации (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).
Неисполнение данных требований чревато наложением административной ответственности. Так, за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин должностным лицам, которыми являются в том числе и индивидуальные предприниматели, грозит наложение штрафа от трех до четырех тысяч рублей, а организациям – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (ст. 14.5 КоАП).
Причем, как отметили специалисты Минфина в письме от 26 марта 2009 г. № 03-01-15/3-149, под неприменением ККТ понимается достаточно широкий круг действий, а именно:
– если используется контрольно-кассовая техника, не включенная в госреестр;
– использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, а также с наличием таковой, но работающей неисправно (в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком памяти);
– если используется касса, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.
Вполне логично, что сюда же относится фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия), а также применение ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах (постановление Пленума ВАС от 31 июля 2003 г. № 16).
Кроме того, нарушение порядка работы с денежной наличностью и правил ведения кассовых операций грозит «разорением» должностных лиц на сумму от четырех до пяти тысяч рублей, а фирмы – от сорока до пятидесяти тысяч рублей (п. 15.1 КоАП).
Разумеется, далеко не все хозяйствующие субъекты должны применять кассу. В частности, от подобной обязанности избавлены продавцы на рынках, ярмарках, лица, занятые разносной мелкорозничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами, и т. д., то есть те субъекты предпринимательства, которые поименованы в пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Вместе с тем в силу специфики осуществляемой деятельности организации и ИП и вовсе могут не применять ККТ. Правда, в этом случае на них налагается ничуть не меньший ряд обязанностей по оформлению торговых операций с помощью бланков строгой отчетности, их утверждению, учету, хранению и уничтожению (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 6 мая 2008 г. № 359). В любом случае невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, наравне с неприменением ККТ при наличных денежных расчетах, является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП. Данный нюанс неустанно подчеркивали столичные налоговики (письма УФНС по г. Москве от 2 марта 2009 г. № 17-15/19377 и № 17-15/19792, от 10 февраля 2009 г. № 17-15/11936, от 17 сентября 2008 г. № 22-12/08164 и т. д.).
Однако для того чтобы применить подобные санкции, контролерам потребуется поймать нарушителей «за руку». А такой «отлов» должен происходить в соответствии с установленным на законодательном уровне порядком. В противном случае санкции попросту невозможно будет применить.
Контрольные мероприятия
Функция по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением кассовой дисциплины, исполняется налоговыми органами (ст. 23.5 КоАП). Логично, что обязанность по непосредственному проведению проверки возлагается на ту же инстанцию (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ, п. 1 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1).
Среди прочего, положения статьи 7 Закона № 54-ФЗ позволяют налоговикам в ходе осуществления контрольных мероприятий по применению ККТ производить проверку выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков. При этом сама форма реализации подобной обязанности в законе не оговаривается. В результате инспекторы нередко прибегают к так называемым контрольным закупкам. Например, притворившись простым покупателем, контролер приобретает какой-либо товар и, не получив кассового чека от продавца, моментально составляет Протокол об административном правонарушении.
Однако стоит ли фирмам и ИП опасаться подобных выходок ревизоров и их последствий?
Вопрос правомерности применения налоговиками подобного способа контроля с целью выявления нарушений, что называется, «с бородой». Подобный образ действий был одобрен Минфином еще в письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23, которое, в свою очередь, было направлено письмом ФНС от 28 марта 2006 г. № ММ-6-06/332@ нижестоящим налоговым инстанциям. Однако контрольные закупки «в исполнении инспекций» далеко не всегда были по нраву служителям Фемиды. И в результате Федеральная налоговая служба пошла на маленькую хитрость. В письме ФНС от 11 января 2009 г. № ШС-22-2/1@ чиновники указали, что при решении вопроса о проведении контрольных закупок с целью выявления нарушений кассовой дисциплины инспекторам на местах следует учитывать сложившуюся в регионе судебную практику. Иными словами, если ФАС данного округа не против подобных способов выявления нарушителей, то и метод данной проверки можно назвать правомерным.
Однако с таким подходом совершенно не согласились «высшие» судебные инстанции. Так, в ходе заседания 16 июня 2009 г. Президиум ВАС рассмотрел и одобрил в числе прочих выводы, сделанные в определении ВАС от 6 апреля 2009 г. № 1000/09. А точнее – признание незаконным решения инспекции об административной ответственности, принятого на основании проведения контрольной закупки. Как упомянули судьи, проверочная закупка (а именно так называется данная операция в законодательных актах) допускается лишь в качестве оперативно-розыскного мероприятия, проводимого полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных Законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Одновременно, статьей 13 данного нормативного акта налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. Причем данным правом не обладают и взаимодействующие с инспекциями органы внутренних дел. По крайней мере, в отношении проверки кассовой дисциплины.
Подобное мнение Президиума ВАС, приведенное с целью подчеркнуть незаконность стремления налоговиков налево и направо наказывать «нарушителей» за невыдачу чека в ходе контрольной закупки, может буквально обезоружить контролеров. Если все-таки инспекцию не впечатлит подобный довод, позицию Президиума ВАС, скорее всего, примет любой окружной ФАС.
Без прокуратуры
По идее, любые неправомерные инициативы проверяющих должны были бы отсеяться еще до проведения контрольных мероприятий. Подобную надежду подарили положения Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), вступившего в силу в мае текущего года. В частности, указанным НПА предусматривается обязанность контролирующих инстанций согласовывать проведение внеплановых выездных проверок малого и среднего предпринимательства с органами прокуратуры. Разумеется, прямого указания на необходимость получения прокурорского разрешения на проверку кассовой дисциплины, а уж тем более на контрольную закупку, Закон № 294-ФЗ не содержит. Но и вроде бы как не предполагает отсутствия подобной необходимости, оговаривая лишь в общих чертах те сферы, на которые данные нормы не распространяются.
Неудивительно, что подобным пробелом воспользовались налоговики. Правда, на сей раз, предвкушая возникновение очередных разногласий, ФНС напрямую обратилась в Генпрокуратуру с просьбой разъяснить, распространяются ли действия Закона № 294-ФЗ на проведение налоговыми органами мероприятий по контролю за применением ККТ. Ответом стало письмо Генеральной прокуратуры от 25 июня 2009 г. № 73/3-133-2009, которое ФНС (судя по всему, не без удовольствия) направила для ознакомления и использования своим собственным письмом от 7 июля 2009 г. № ШТ-17-2/128@.
Так, Генпрокуратура напомнила, что действия Закона № 294-ФЗ не распространяются среди прочего на процедуры финансового контроля, определение которому частично дано в указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095. Согласно данному указу, в мероприятия финконтроля включаются в том числе проверки денежного обращения, предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ. А данные вопросы, несомненно, касаются кассовой дисциплины и находятся в рамках компетенции налоговиков. В итоге, по обоюдному мнению чиновников, было решено, что мероприятия по проверке применения ККТ следует относить к мероприятиям по финансовому контролю, на которые положения Закона № 294-ФЗ не распространяются. А значит, ни о каких согласованиях с прокуратурой относительно внеплановых «ревизий» ККТ не может быть и речи.
Т. Прасолова, эксперт