Содержание номера 17 апреля 2024

2015 04
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: "ВНУТРЕННИЙ" ПЕРЕЗАЧЕТ


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 43: Амортизация основных средств

Наша компания приобрела основное средство в лизинг. ОС учитывается у нас на балансе. Подскажите, пожалуйста, по-прежнему ли в 2015 году амортизировать лизинговое имущество как в бухгалтерском, так и в налоговом учете можно с повышающим коэффициентом не выше 3?

 

В части налогового учета порядок начисления амортизации и применения повышающего коэффициента в отношении лизингового имущества с начала 2015 года никак не изменился. Предмет лизинга включается в амортизационную группу и соответственно амортизируется той стороной договора лизинга, у которой он учитывается (п. 10 ст. 258 НК). В свою очередь подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса устанавливает, что налогоплательщики, которые учитывают амортизируемые основные средства, являющиеся предметом лизинга, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. Однако важно иметь в виду, что это правило не распространяется на основные средства, которые относятся к первой – третьей амортизационным группам.

В части бухгалтерского учета можно отметить, что Законом 4 ноября 2014 г. № 344-ФЗ еще с 16 ноября прошлого года статья 31 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» признана утратившей силу. Между тем именно в данной статье говорилось, что стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Тем не менее фактически в порядке начисления амортизации по лизинговому имуществу в бухгалтерском учете, ничего не изменилось. Дело в том, что положения ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказ Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н) по-прежнему позволяют применять повышающий коэффициент не выше 3 к норме амортизации любых основных средств, если амортизация по ним начисляется способом уменьшаемого остатка. А Минфин и ранее настаивал, что при начислении амортизационных отчислений линейным способом применять повышающий коэффициент организация не вправе даже в отношении лизингового имущества (письмо Минфина от 28 февраля 2005 г. № 03-06-01-04/118). В постановлении от 5 июля 2011 г. № 2346/11 эту позицию подтвердил и Президиум ВАС.

Здравствуйте! Мы занимаемся грузоперевозками. Руководством принято решение об обновлении автопарка. В связи с этим будем выставлять на продажу ряд старых автомобилей через специализированную организацию. Как быть с амортизацией по таким автомобилям, если фактически мы будем все еще владеть ими, но при этом использоваться в деятельности они уже не будут? Правильно ли я понимаю, что их нужно исключить из состава амортизируемого имущества, поскольку они более не отвечают признакам такового?

Как ни странно, нет. Амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК). В этом смысле с момента, когда транспортные средства перестают использоваться в деятельности, признакам амортизируемого имущества они больше не отвечают. Следовательно, если следовать такой логике, и дальнейшее начисление амортизации в данном случае неправомерно.

Однако глава 25 Налогового кодекса содержит только два основания для прекращения начисления амортизации. Во-первых, физическое выбытие ОС, но в рассматриваемой ситуации, оно будет иметь место только, когда ТС будут проданы. Во-вторых, полное списание стоимости объекта ОС (ст. 259.1, 259.2). Но в этом случае вопрос о дальнейшем начислении амортизации и не стоял бы.

При этом пункт 3 статьи 256 Кодекса содержит перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества. В него включены основные средства:

– переданные (полученные) по договорам безвозмездного пользования;

– переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

– находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев;

– суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов на период нахождения их в Российском международном реестре судов.

Основные средства, которые не используются в деятельности в связи с предстоящей продажей, в данный перечень не входят. При этом, по мнению Минфина, он носит закрытый характер (письмо Минфина от 28 февраля 2013 г. № 03-03-10/5834). Исходя из этого чиновники указывают, что организация должна продолжать амортизировать основное средство вплоть до его продажи, даже если уже не использует его в деятельности (письма Минфина России от 7 июня 2013 г. № 03-03-06/1/21209, от 25 марта 2013 г. № 03-03-06/2/9224).

Мы приобрели легковой автомобиль и сразу ввели его в эксплуатацию еще с транзитными номерами. Но в ГИБДД он еще не зарегистрирован. Можно ли начислять по нему амортизацию в целях налогообложения прибыли до такой регистрации?

Согласно пункту 4 статьи 259 Налогового кодекса начисление амортизация начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект ОС был введен в эксплуатацию. В том числе с 1 января 2013 года это касается объектов, права на которые подлежат государственной регистрации (п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2012 г. № 206-ФЗ). Кроме того, Минфин и ранее указывал, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в ГИБДД (письмо ведомства от 13 июня 2012 г. № 03-03-06/1/303). Дело в том, что в данном случае речь идет о регистрации самого ТС, а не прав на него.

продолжение читайте в №4

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2365 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.55/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.5 | 42 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться