|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 4: Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2013 года
Не позднее 28 октября 2013 года плательщикам налога на прибыль необходимо отчитаться перед ИФНС по налогу на прибыль за 9 месяцев 2013 года.
Форма декларации по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174@ (далее – Порядок). Декларация содержит 1 раздел, 7 листов и приложение. Обязательными для заполнения всеми налогоплательщиками являются Титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1 (за исключением некоммерческих организаций, у которых не возникло обязанности по уплате налога на прибыль, резидентов ОЭЗ и налоговых агентов – п. 1.1. Порядка), лист 02, а также приложения № 1 и № 2 к листу 02. Остальные элементы декларации по налогу на прибыль включаются в состав отчетности, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в них, ведет операции ценными бумагами, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения. Кроме того, приложение № 4 к листу 02 не включается в состав декларации за 9 месяцев.
Так, налоговые агенты, представляют лишь расчет в составе Титульного листа, подраздела 1.3 Раздела 1, а также Листа 03. Но организации, являющиеся при этом плательщиками налога на прибыль, включают такой расчет в состав декларации по нему.
Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, помимо прочего заполняют столько приложений № 5 к Листу 02, по скольким «обособленцам» отчитываются. Кроме того, по месту нахождения каждого подразделения им необходимо представить декларацию в составе Титульного листа (Лист 01), подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1 (при уплате ежемесячных авансовых платежей), а также приложения № 5 к листу 02, в котором показывается сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения данного подразделения.
Являясь получателем дивидендов, компания должна внести соответствующие данные следует в лист 04.
В любом случае декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Объект налогообложения и налоговая база
Для российских организаций объектом обложения налога на прибыль является прибыль, представляющая собой разницу между полученными организацией доходами и произведенными расходами за отчетный (налоговый) период. При этом налоговой базой признается денежное выражение прибыли. В декларации ее расчет производится в листе 02 декларации, для формирования которого в обязательном порядке потребуется заполнить приложения № 1 и № 2 к нему. В первом из них отражается информация о полученных обществом доходах, увеличивающих налоговую базу; во втором – о произведенных расходах, уменьшающих ее. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, которая определяется в соответствии с главой 25 Кодекса (ст. 41 НК). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом в качестве расходов принимаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Кроме того, в большинстве случаев для заполнения листа 02 потребуется сформировать приложение № 3 к нему. Оно посвящено доходам и расходам от отдельных операций, финансовые результаты по которым учитываются в особом порядке и некоторые из которых довольно распространены. В частности, в нем отражаются данные по операциям реализации амортизируемого имущества (количество проданных объектов, их остаточная стоимость, выручка, прибыль или убыток от операции), прав требования долга (их стоимость, выручка и убыток от реализации), прав на земельный участок и пр.
Приложение № 1 к листу 02 – «Доходы»
В целях исчисления налога на прибыль доходы организации делятся доходы от реализации и внереализационные доходы. Следует помнить, что при расчете налога на прибыль из них исключают суммы НДС (п. 1 ст. 248 НК).
Под доходами от реализации понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и (или) ранее приобретенных, а также имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК). Определяется выручка от реализации исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары ценности, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК).
При кассовом методе признания доходов и расходов доходы от реализации признаются в налоговом учете на день:
– поступления денежных средств на счет или в кассу организации;
– поступления иного имущества;
– погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
К сведению! Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 271 НК).
При методе начисления, выручка от реализации учитывается в елях налогообложения прибыли на дату реализации товаров (работ, услуг), независимо от времени фактического поступления денег или иного имущества в их оплату. При этом в общем случае дата реализации определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса, то есть как дата:
– передачи прав собственности на товары;
– передачи результатов выполненных работы;
– оказания услуг.
К числу исключений из этого правила с начала текущего года добавились случаи продажи недвижимости. Согласно пункту 3 статьи 271 Кодекса датой реализации недвижимого имущества признается дата его передачи недвижимого имущества приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимости. Необходимо отметить, что до 1 января 2013 года позиция Минфина последовательно менялась именно к такой точке зрения. Сначала чиновники указывали, что доход от реализации недвижимости следует учитывать на дату перерегистрации прав собственности на нее на покупателя, затем – на дату передачи имущества по акту и подачи документов на госрегистрацию, и наконец – на дату передачи недвижимости вне зависимости от даты госрегистрации и подачи документов на таковую (письма Минфина от 28 сентября 2006 г. № 07-05-06/241, от 7 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/78, от 7 сентября 2012 г. № 03-03-06/2/100). Однако Президиум ВАС в постановлении от 8 ноября 2011 г. № 15726/10 указал, что при продаже недвижимости доход для целей налогообложения прибыли (при методе начисления) нужно признавать в общем порядке. Иными словами, учитывать его необходимо на дату реализации, которой в случае продажи недвижимости является дата госрегистрации перехода права собственности к покупателю. Аналогичным образом и эксперты ФНС в письме от 20 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/21729@ пришли к выводу, что до 1 января 2013 года доходы от продажи недвижимого имущества должны признаваться для целей налогообложения прибыли на дату госрегистрации прав собственности покупателя на этот объект.
Однако отметим, что в целях учета недвижимость может являться как товаром, так и основным средством, а следовательно, амортизируемым имуществом. В последнем случае данные по ее реализации следует отражать в приложении № 3 к листу 02.
К внереализационным доходам организации относятся все иные поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав (абз. 1 ст. 250 НК). Общая их сумма отражается по строке 100 приложения № 1, из которой по строкам 101–107 выделяются суммы отдельных видов доходов.
Дата признания внереализационных доходов в налоговом учете зависит от конкретного вида дохода и определяется согласно пункту 4 статьи 271 Налогового кодекса.
Доходы, не учитываемые при налогообложении прибыли, перечислены в статье 251 Налогового кодекса, и перечень их является исчерпывающим (письма ФНС от 23 июля 2012 г. № ЕД-4-3/12171@, от 16 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6325@ и Минфина от 17 июля 2012 г. № 03-03-06/1/337, от 13 июля 2012 г. № 03-03-06/4/73, от 9 июля 2012 г. № 03-03-06/2/77).
В частности, в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 1 статьи 251 Кодекса при формировании базы по налогу на прибыль не принимаются во внимание доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками. Представляется, что на этом основании не облагаются налогом на прибыль вклады учредителей ООО в имущество общество, внесенные в порядке статьи 27 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (письма Минфина от 17 июня 2011 г. № 03-03-06/1/356, от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/257). Как указал Минфин в письме от 13 апреля 2005 г. № 07-05-06/107 таковые подлежат отражению в бухучете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета добавочного капитала. В свою очередь это означает, что принятие решения о внесении участниками вкладов в имущество ООО приводит к увеличению чистых активов общества.
В то же время, по мнению Минфина, изложенному в письме от 5 декабря 2012 г. № 03-03-10/128, по данному основанию не могут освобождаться от налогообложения доходы хозяйственного общества при безвозмездном временном пользовании имуществом своего участника. Такие поступления являются внереализационными доходами, ведь в данном случае имущество не увеличивает чистые активы общества – ссудополучателя, определяемые по данным бухгалтерского баланса, поскольку таковое не отражается в бухгалтерском балансе организации, а числится на забалансовом счете.
К сведению! Порядок определения стоимости чистых активов ООО законодательно не установлен, поэтому общества с ограниченной ответственностью вправе использовать Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный приказом Минфина № 10н, ФКЦБ № 03-6/пз от 29 января 2003 г (письма Минфина от 13 мая 2010 г. № 03-03-06/1/329, от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791).
Приложение № 2 к листу 02 – «Расходы»
Как уже упоминалось, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. По существу обоснованность расходов, то есть их эконмическую оправданность налогоплательщик определяет самостоятельно, как самостоятельно на свой страх и риск ведет экономическую деятельность и оценивает ее целесообразность и эффективность (письмо Минфина от 2 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-84). Однако проверка правильности исчисления и уплаты налога, в том числе принятия к учету расходов по налогу на прибыль все равно остается за налоговиками. В этом смысле следует иметь в виду, что, как указали представители Конституционного суда в определении от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, обоснованность расходов не может определяться с точки зрения их целесообразности, эффективности или полученного результата, а должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В остальном расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными понимаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, обычаями делового оборота иностранного государства, на территории которого осуществлены расходы, и документами, подтверждающими произведенные расходы косвенно.
Формы первичной документации. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, вступившего в силу сначала текущего года (далее – закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Пунктом 4 статьи 9 данного закона установлено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Иными словами, с 1 января 2013 года применение унифицированных форм «первички» не обязательно, как это было предусмотрено Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Подтверждают это и представители Минфина в письмах от 6 мая 2013 г. № 03-03-06/1/15770 и от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36, а также в информации № ПЗ-10/2012. Вместе с тем, как отмечают финансисты, формы документов, используемых в качестве первичных, которые установлены уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами, а не Законом № 402-ФЗ, и на их основании, по-прежнему остаются обязательными к применению. Речь при этом идет, к примеру, о транспортной накладной № 1-Т, кассовых документах т.п. (Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением правительства от 15 апреля 2011 г. № 272, Положение о порядке ведения кассовых операций, утв. Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П).
Следует также иметь в виду, что самостоятельно разработанные и утвержденные организацией формы «первички» должны содержать ряд обязательных реквизитов, перечень которых приведен в пункте 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. В противном случае составленные по ним документы не будут признаны первичными. В свою очередь это означает, что и в целях налогового учета подтвердить расходы ими будет нельзя.
Обязательные реквизиты путевого листа. Необходимо отметить, что перечень обязательных «первичных» реквизитов общий для всех форм «первички», то есть носит универсальный характер, поэтому в ряде случае для подтверждения расходов по налогу на прибыль их может оказаться все же недостаточно. Так, специалисты Минфина всегда указывали, что целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода горюче-смазочных материалов. И в этом смысле при отсутствии в нем информации о конкретном месте следования невозможно оценить характер использования автомобиля сотрудниками организации: в служебных целях он ездил или нет. По мнению экспертов финансового ведомства, маршрут следования автомобиля отражает содержание хозяйственной операции, подтверждаемой путевым листом, а значит, относится к числу обязательных реквизитов. При таких обстоятельствах путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования транспорта, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ (письмо Минфина от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129). Мнения судей на этот счет разошлись, однако представители ВАС определении от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13 заняли сторону тех из них, что солидарны с Минфином.
Чек ККТ в подтверждение расходов. Первичным учетным документом кассовый чек представители Федеральной налоговой службы не признают (письмо ФНС от 25 июня 2013 года № ЕД-4-3/11515@). Хотя согласно определению, данному ему Положением о регистрации и применении ККТ (утв. постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470) именно таковым он и является. Дело в том, что перечень обязательных реквизитов чека ККТ определен Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением правительства от 30 июля 1993 г. № 745. И он не содержит всех реквизитов первичного учетного документа в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. В частности, отмечают налоговики, в кассовом чеке ККМ отсутствуют такие реквизиты как «наименование должности» и «подпись» лиц, совершивших хозяйственную операцию. Кроме того, указывают специалисты ФНС, кассовый чек выдается не организации, а физическому лицу – ее сотруднику. Иными словами, он подтверждает лишь оплату товарно-материальных ценностей работником компании, но не ею самой. Для оприходование ТМЦ организацией, подчеркивают они, помимо документов, подтверждающих факт оплаты – собственно чеков ККМ, квитанции к приходному кассовому ордеру – необходимы такие первичные учетные документы, как авансовый отчет, товарные чеки и другие первичные документы, свидетельствующие о связи понесенных расходов с деятельностью организации, направленной на получение доходов. В том числе, следует отметить, что кассовый чек не может подтвердить представительский или рекламный характер понесенных расходов и т.п. Тем более кассовые чеки не будут приняты налоговиками в подтверждение расходов по налогу на прибыль, если они содержат номер ККТ, которая не зарегистрирована в налоговой инспекции (письмо ФНС от 5 июня 2013 г. № АС-4-2/10250, определение ВАС от 23 ноября 2012 г. № ВАС-15161/12).
Классификация и порядок признания расходов. Все расходы в зависимости от их характера, а также условий ведения деятельности организаций подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст. 253, ст. 265 НК). В свою очередь в статье 270 Налогового кодекса установлен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. Как и доходы, расходы следует учитывать без НДС, за исключением случаев, когда таковой включается в стоимость приобретения.
Организации, применяющие кассовый метод, признают расходы в налоговом учете после их фактической оплаты. При этом под оплатой товаров (работ, услуг, имущественных прав) понимается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой соответствующих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
Налогоплательщиками, применяющими метод начисления, расходы принимаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Момент признания расходов на производство и реализацию (за исключением прочих расходов) установлен пунктами 2-6 статьи 272 Налогового кодекса. Но помимо этого таковые определяются с учетом положений статьи 318 Налогового кодекса. Так, в целях налогового учета расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются также на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК).
Прямые относятся к расходам текущего отчетного периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 Кодекса. Иными словами, к расходам 9 месяцев 2013 года можно отнести только ту часть прямых расходов, которая приходится на реализованную в этом отчетном периоде продукцию (письма Минфина от 9 июня 2009 г. № 03-03-06/1/382, от 8 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/821). При этом, если деятельность компании связана с оказанием услуг, то всю сумму прямых расходов она вправе в полном объеме отнести на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК, письма Минфина от 15 июня 2011 г. № 03-03-06/1/348, от 31 августа 2009 г. № 03-03-06/1/557, от 11 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/50).
Перечень прямых расходов, содержащийся в Налоговом кодексе, носит лишь рекомендательный характер, так что налогоплательщик определяет таковой самостоятельно и закрепляет его в учетной политике (письма Минфина от 7 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/79, от 25 мая 2010 г. № 03-03-06/2/101). Однако, как подчеркнули представители Федеральной налоговой службы в письме от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952@, выбор в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным и отвечать условиям ведения деятельности организацией. Аналогичным образом Минфин в письме от 30 августа 2013 г. № 03-03-06/1/35755 указал, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.
Косвенные расходы в полном объеме включаются в состав расходов текущего периода. К ним относятся все расходы, не включенные в состав прямых, за исключением внереализационных расходов.
В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты организации, которые непосредственно не связаны с производственным процессом и (или) реализацией товаров (работ, услуг). Дата осуществления внереализационных и прочих расходов по общему правилу определяется в соответствии с пунктом 7 статьи 272 Налогового кодекса. Исключением являются такие виды расходов, как:
– на освоение природных ресурсов;
– на НИОКР;
– на формирование резервов по сомнительным долгам;
– на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Порядок признания таких расходов регламентируется отдельно статьями 261, 262, 266 и 267 Кодекса соответственно.
Расходы в виде процентов по долговым обязательствам. Согласно пункту 8 статьи 272 Налогового кодекса по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода. При этом в случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается на дату такого прекращения (погашения). При этом, как указывают специалисты Минфина, такой порядок учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам применяется ко всем видам заимствований независимо от фактического графика уплаты процентов. Иными словами, даже если вся их сумма перечисляется лишь при погашении основного долга по окончании срока действия договора, в составе внереализационных расходов их следует признавать равномерно в течение всего срока действия договора займа на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами (письма Минфина от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5969, от 25 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/500, от 17 сентября 2012 г. № 03-03-06/2/108). Письмом ФНС от 16 июня 2010 г. № ШС-37-3/4248@ одно из разъяснений Минфина по рассматриваемой теме было доведено до сведения нижестоящих налоговых органов.
Однако представители Президиума ВАС в постановлении от 24 ноября 2009 г. № 11200/09 указали, что в корреспонденции со статьями 252 и 328, статья 272 Налогового кодекса подразумевают, что при формировании налогооблагаемой базы конкретного налогового периода с учетом относящихся к нему доходов и расходов, налогоплательщик принимает во внимание также, когда такие расходы и доходы возникают в силу условий договора. Между тем до того, как у организации не появилось обязательство по уплате процентов, не образуется и соответствующего расхода. Таким образом, если начисление процентов производится после погашения самой суммы долга по окончании договора, ранее этой даты их сумма не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.
Аналогичная позиция высших судей легла в основу определений ВАС от 5 июня 2013 г. № ВАС-6608/13, от 4 декабря 2012 г. № ВАС-15916/12, от 1 октября 2012 г. № ВАС-10179/12, от 1 октября 2012 г. № ВАС-10178/12. Из нее же исходят и федеральные суды (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 7 февраля 2012 г. по делу № А38-861/2011, ФАС Московского округа от 3 июля 2012 г. по делу № А41-24998/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 18 октября 2012 г. по делу № А53-19699/2011, ФАС Центрального округа от 25 сентября 2012 г. по делу № А36-758/2011).
Обратите внимание! В определении от 8 августа 2013 г. № ВАС-9684/13 представители ВАС указали, что Налоговый кодекс не ставит право налогоплательщика на отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам в целях налогообложения прибыли в зависимость от дальнейшего расходования полученных денежных средств. В связи с этим, посчитали судьи сам по себе тот факт, что пролеченные налогоплательщиком кредитные средства были направлены на предоставление беспроцентного займа третьему лицу, еще не означает, что включение процентов по такому кредиту в состав расходов неправомерно.
Адресная рекламная рассылка. В свое время представители Минфина и ФНС не раз указывали, что расходы на адресную почтовую рассылку рекламных материалов по базе данных потенциальных клиентов в целях налогообложения прибыли к рекламным расходам не относятся (письма Минфина от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/392, от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/390 и ФНС от 11 февраля 2005 г. № 02-1-08/24@). Дело в том, что в подобной ситуации распространяемая информация предназначена для конкретных лиц, но никак не для неопределенного круга, а значит, не отвечает признакам рекламы (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Более того, распространение печатной продукции в этом случае чиновники расценивали как безвозмездную передачу товаров (письмо Минфина от 18 января 2006 г. № 03-03-02/13). Между тем в силу пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса расходы, связанные с таковой, при налогообложении прибыли не учитываются.
Однако, в письме от 4 июля 2013 г. № 03-03-06/1/25596 эксперты Минфина все же пришли к выводу, что и расходы на адресную почтовую рассылку по базе данных потенциальных клиентов вполне могут быть признаны рекламными. Это возможно, если такая рассылка производится не персонифицировано, то есть без указания фамилии, имени, отчества конкретного получателя, которому адресован рекламный буклет. Более того, специалисты Минфина также указали, что расходы на изготовление каталогов продукции могут быть учтены при налогообложении прибыли, даже если рассылаются в адрес конкретных получателей с указание их Ф.И.О., но уже в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
Амортизация недвижимости. Согласно пункту 4 статьи 259 Налогового кодекса начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по основным средствам, права на которые подлежат госрегистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода имущества в эксплуатацию, независимо от даты его госрегистрации. Однако уточнение в части ОС, права на которые подлежат госрегистрации, появилось в данной норме лишь с начала текущего года. Только с этого момента утратил силу и пункт 11 статьи 258 Налогового кодекса, согласно которому основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав амортизационной группы лишь с момента документального подтверждения факт подачи документов на регистрацию прав собственности. Соответственно, в письме от 12 марта 2013 г. № 03-03-06/1/7285 представители Минфина указали, что действие данных поправок распространяется только на основные средства, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года.
В свою очередь до их внесения в Кодекс представители Минфина настаивали, что для начисления амортизации по основным средствам, права на которые подлежат госрегистрации, помимо ввода его в эксплуатацию, необходимо документальное подтверждение факт подачи документов на соответствующую госрегистрацию (письма Минфина от 17 августа 2012 г. № 03-03-06/1/421, от 8 июня 2012 г. № 03-05-05-01/31, от 4 марта 2011 г. № 03-03-06/1/116). В аналогичном порядке подлежат амортизации, по мнению финансистов, все ОС, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Однако Президиум ВАС пришел к выводу, что момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию еще в постановлении от 30 октября 2012 г. № 6909/12. И в связи с этим эксперты ФНС не разделяют уверенности своих старших коллег. В письме от 31 мая 2013 г. № ЕД-4-3/9944@ они отметили, что при подходе, озвученном Минфином, амортизацию по недвижимому имуществу, принятому на учет и введенному в эксплуатацию в качестве ОС до 1 января 2013 г., по которому документы на госрегистрацию не подавались, налогоплательщики не смогут учесть ни по нормам Налогового кодекса, действовавшим до этой даты, ни по текущим нормам. В такой ситуации посчитали они, толкование положения о возможности начисления амортизации по объектам основных средств, отраженных в бухгалтерском учете, введенных в эксплуатацию и используемых в производственной деятельности до 1 января 2013, скорее всего, сложится в пользу налогоплательщиков. Помимо постановления Президиума ВАС, подчеркнули эксперты ФНС, этому способствует отсутствие прямых указаний на сей счет в налоговом законодательстве.
Право подписи налоговой отчетности
Положения статьи 26 Налогового кодекса позволяют налогоплательщику участвовать в налоговых отношениях лично или через законного либо уполномоченного представителя. В качестве последнего в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Кодекса может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Следовательно, в зависимости от ситуации декларация может быть завизирована:
– руководителем организации-налогоплательщика;
– руководителем компании, уполномоченной на то налогоплательщиком;
– физическим лицом – представителем организации.
При этом необходимо учитывать, что передача полномочий по представлению интересов организации уполномоченному лицу необходимо должным образом оформить. Так, пунктом 3 статьи 29 НК предусмотрено, что по общему правилу уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством. В этой связи приказа руководителя организации, возлагающего исполнение его обязанностей на заместителя или иного работника компании для передачи полномочий в том числе по подписанию налоговой отчетности недостаточно (письмо Минфина от 25 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-227).
Здесь необходимо отметить, что с 1 сентября текущего года действуют новые правила оформления доверенности как письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 ГК). Во-первых, согласно пункту 4 статьи 185 Гражданского кодекса теперь доверенности как отдельного документа может и не быть – полномочия представителя могут быть прописаны и в договоре. Во-вторых, доверенность, оформляемую от имени юридического лица отдельным документом, более нет нужды заверять печатью организации (п. 4 ст. 185.1 ГК). Наконец, максимальный срок действия доверенности теперь не ограничен, но если в документе таковой не указан, то она считается действительной лишь в течение года, а не трех, как раннее. При этом доверенности, выписанные до 1 сентября текущего года, действительны в течение того срока, на который выданы. И только если срок их действия не указан, определять его следует уже по новым правилам (п. 3 ст. 3 Закона от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ).
Софья Черных, эксперт ООО «ЦЭИНФ»
«ОТЧЕТНОСТЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2013 ГОДА»