Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 21 августа 2017

2013 06
СПЕЦВЫПУСК ПО ОТЧЕТНОСТИ ЗА 1 КВАРТАЛ 2013 ГОД


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 33: Расчет по налогу на имущество за I квартал 2013 года

Не позднее 30 апреля компании обязаны сдать расчет по налогу на имущество организаций (п. 2 ст. 386 НК). Форма расчета и порядок его заполнения (далее – Порядок) утверждены приказом ФНС от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Этим же приказом утвержден формат представления расчета в электронном виде.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество включает в себя:

1)                 Титульный лист;

2)                 Раздел 1 «Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет»;

3)                 Раздел 2 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

4)                 Раздел 3 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Однако заполнять Расчет нужно в такой последовательности: сначала заносят данные в раздел 2 или раздел 3, потом отражают сведения в разделе 1, а напоследок – в титульном листе. При этом сведения в раздел 3 должны вносить лишь иностранные компании, имеющие объекты недвижимости, не относящиеся к их деятельности в России через постоянное представительство.

Прежде чем перейти к заполнению расчета, следует разобраться, с каких объектов нужно платить налог, тем более что с 2013 года вступили в силу поправки в налоговое законодательство. Нелишне будет напомнить и как считать авансовые платежи по налогу на имущество, а также то, куда сдавать Расчет.

С какого имущества нужно платить налог

Общее правило гласит: налогом на имущество облагаются объекты, которые отражаются в бухгалтерском учете в качестве основных средств (ст. 373, 374 НК). Речь идет об активах, которые находятся в собственности организации и отражены на счетах 01 и 03. Бухучету таких объектов посвящены ПБУ 6/01 и Методические указания по учету ОС (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Обратите внимание! Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) налогом на имущество не облагаются. При этом не важно, что такие виды имущества признаются основными средствами по пункту 5 ПБУ 6/01.

Таким образом, налогом на имущество облагается недвижимость. А вот что касается движимого имущества, тут есть определенные хитрости. Если таковое принято на учет в качестве основного средства 1 января 2013 года или позднее, то платить налог с него не нужно. Об этом говорится в новом подпункте 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса. Соответственно, и показывать в Расчете по налогу на имущество стоимость таких объектов не придется (письмо ФНС от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301@). Если же фирма ввела в эксплуатацию автомобиль или станок в декабре 2012 года (что отражено в инвентарной карточке), начислять и платить налог нужно по общим правилам.

Теперь предположим, что у компании есть недвижимость, капитальные вложения по которой завершены (например, строительство окончено), но право собственности еще не зарегистрировано. Подчеркнем, что амортизацию следует начислять в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Данные здания и сооружения принимаются к бухучету в качестве ОС. Их отражают на отдельном субсчете к счету 01 или 03. Так предписывает поступать пункт 52 Методических указаний по бухучету основных средств.

Скажем несколько слов относительно налоговых льгот. Федеральные льготы прописаны в статье 381 Налогового кодекса, а региональные устанавливают власти субъектов на свое усмотрение. С федеральными льготами все довольно просто: из-под налогообложения выведены определенные виды имущества. А вот региональные льготы в каждом субъекте Федерации свои. Причем власти области или края могут ввести на свое усмотрение и дополнительные условия для получателей льгот.

Кстати, с начала текущего года отменена льгота в виде освобождения от налогообложения железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий энергопередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Но в отношении данного имущества пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса предусмотрена пониженная налоговая ставка. На 2013 год она не может превышать 0,4 процента (регионы вправе снизить). Правительство должно утвердить перечень имущества, относящегося к указанным объектам. Пока этого не произошло, можно пользоваться старым перечнем из постановления правительства от 30 сентября 2004 г. № 504 (письмо Минфина от 18 декабря 2012 г. № 03-05-05-01/75).

Считаем авансовые платежи

Базой для расчета авансов является средняя стоимость имущества за отчетный период (п. 4 ст. 376 НК). В случае с I кварталом ее рассчитывают по следующей формуле:

НБ = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4) : 4, где

НБ – средняя стоимость имущества за отчетный период (налоговая база);

ОС1 – остаточная стоимость на 1 января 2013 года;

ОС2 – остаточная стоимость на 1 февраля 2013 года;

ОС3 – остаточная стоимость на 1 марта 2013 года;

ОС4 – остаточная стоимость на 1 апреля 2013 года.

4 – количество месяцев отчетного периода, увеличенное на 1.

Полученное число нужно умножить на налоговую ставку, действующую в регионе.

Допустим, фирма купила основное средство и ввела его в эксплуатацию в середине января. В таком случае на 1 января его остаточная стоимость будет равна нулю. А на 1 февраля надо взять первоначальную стоимость объекта. Дело в том, что с этого дня стали начислять амортизацию по активу. Но считают налоговую базу как обычно: складывают все показатели на 1-е число месяцев и делят сумму на 4.

Предположим, у организации есть имущество, которое полностью самортизировано к началу 2013 года (остаточная стоимость уже равна нулю). При этом предприятие использует такие объекты, они по-прежнему «висят» на счете 01 или 03. Значит, расчет по налогу на имущество за I квартал придется сдать. Просто в нем будут прочерки (если, конечно, у фирмы нет других основных средств). Данный вывод содержится в письме ФНС от 8 февраля 2010 г. № 3-3-05/128. Отметим, что представлять «нулевые» расчеты придется до тех пор, пока компания не спишет объект с учета по правилам пункта 29 ПБУ 6/01. Например, имущество продадут или ликвидируют в связи с моральным износом либо придется списать основное средство, пострадавшее в результате стихийного бедствия.

Выясняем адреса сдачи расчетов

В пункте 1.2 Порядка сказано, в какие ИФНС нужно представлять расчет:

– по месту нахождения российской организации;

– по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

– по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

– по месту нахождения недвижимого имущества;

– по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (далее – ЕСГС);

– по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

Самый простой вариант – все основные средства расположены по тому же адресу, что и сама фирма. Тогда расчет нужно заполнить и сдать всего один. А если на территории региона у организации несколько зданий, расположенных в местах с разными ОКАТО? То есть компания может состоять на налоговом учете в нескольких инспекциях по разным основаниям.

Тут важно, куда зачисляется сумма налога на имущество и авансов по нему. Если целиком в бюджет субъекта без распределения по муниципальным образованиям, тогда Расчет заполняют в единственном экземпляре. Основание для таких действий – пункт 1.6 Порядка. Подчеркнем, что код ОКАТО нужно указывать по месту нахождения головного офиса. В частности, именно такие правила действуют в Москве (письмо УФНС России по г. Москве от 8 июля 2011 г. № 16-15/066539@).

Когда же согласно закону региона налог распределяется по бюджетам муниципальных образований, одним-единственным Расчетом не обойтись. Придется заполнить столько экземпляров Расчетов, по скольким кодам ОКАТО расположены основные средства фирмы.

Заполняем Раздел 2 Расчета

Раздел 2 заполняют отдельно в отношении различных видов имущества (п. 5.2 Порядка). Например, в отношении объектов, расположенных по месту нахождения головного офиса и филиала с отдельным балансом. Значит, Разделов 2 может быть несколько. Чтобы идентифицировать объекты, заполняют специальные коды согласно Приложению № 5 к Порядку. Как правило, ставят код «3». Подробно алгоритм заполнения раздела 2 описан в главе V Порядка.

Пример

На балансе ООО «Василек» числится легковой автомобиль «Шкода Октавия» (ОС). По состоянию на 1 января 2013 г. его остаточная стоимость составляет 540 000 рублей. В бухгалтерском учете применяется линейный метод начисления амортизации и ежемесячно списывается 20 000 рублей. В таком случае средняя стоимость имущества за I квартал 2013 года составит:

 (540 000 руб. + 520 000 руб. + 500 000 руб. + 480 000 руб.) : 4 = 510 000 руб.

ООО «Василек» прав на налоговые льготы не имеет. В регионе нахождения фирмы ставка налога на имущество составляет 2,2 процента. Раздел 2 расчета за I квартал будет заполнен так:

– в графе 3 строки 020 пишется «540 000»;

– в графе 3 строки 030 – «520 000»;

– в графе 3 строки 040 – «500 000»;

– в графе 3 строки 050 – «480 000».

При этом в графе 3 в строках с 060 по 110, а также в графе 4 (строки с 020 по 110), ставятся прочерки. В строке 120 отражается средняя стоимость имущества за отчетный период, то есть «510 000». В строках 130, 140, 150 и 160 ставятся прочерки. В строке 170 – «2.2-». В строке 180 отражается авансового платежа по налогу, равная 2805 руб. (1 : 4 х ((510 000 руб. х 2,2%) : 100)), то есть пишется: «2805». В строках 190 и 200 ставятся прочерки.

Заносим данные в Раздел 1 и в титульный лист

Перейдем к Разделу 1, включающему в себя семь блоков, которые заполняют по каждому месту уплаты налога. В каждом блоке предусмотрены одни и те же три строки: 010, 020 и 030. Начинать лучше со строки 030 – в ней указывается сумма авансового платежа по налогу, подлежащего уплате в бюджет по месту представления расчета по соответствующим кодам ОКАТО и КБК.

В строке 010 запишите код ОКАТО, по которому подлежит уплате авансовый платеж, отраженный в строке 030 одного из семи блоков. В строке 020 пишут код бюджетной классификации, по которому будет перечислена сумма согласно строке 030 данного блока. На 2013 год для текущих платежей по налогу на имущество с основных средств, не входящих в единую систему газоснабжения, установлен единый КБК: 182 1 06 02010 02 1000 110. Если же объект входит в ЕСГС, КБК немного другой: 182 1 06 02020 02 1000 110 (приказ Минфина от 21 декабря 2012 г. № 171н).

К слову сказать, в конце раздела 1 Расчета в графе «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна стоять подпись руководителя организации или уполномоченного представителя компании. Рядом с ней ставится дата подписания Расчета.

Что касается титульного листа, то он традиционен. На «титуле» пишут сведения, характерные для любой налоговой отчетности. В частности, это ИНН и КПП организации; отчетный период (согласно Приложению № 1 к Порядку для I квартала код «21»). Также пишутся: отчетный год («2013»); 4-значный код инспекции, в которую представляется Расчет; код ОКВЭД; номер контактного телефона; общее количество страниц, входящих в состав Расчета и документов, приложенных к нему, и др. В отдельной графе указывают специальный код в случае реорганизации или ликвидации фирмы. Есть и графы для ИНН/КПП реорганизованного предприятия. Если же эти данные для вашей компании не актуальны, проставьте в соответствующих графах прочерки.

Виктор Дубинин, налоговый консультант –

специально для ООО «ЦЭИНФ»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 6312 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.30/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.3 | 27 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться