|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 45: «Отчетность за первое полугодие 2012 года»
Организация с середины августа с общего режима налогообложения полностью перешла на уплату ЕНВД. При этом фактически до перехода на «вмененку» в III квартале никакая деятельность не велась. Следует ли в такой ситуации за данный период времени представлять в налоговые органы помимо «вмененной» декларации отчетность по НДС и налогу на прибыль за 9 месяцев?
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса «вмененщики» освобождены от уплаты налога на прибыль (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Кроме того, они не признаются плательщиками НДС по операциям, произведенным в рамках «вмененной» деятельности. Исключение составляет лишь налог, подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Соответственно согласно пункту 2 статьи 80 Кодекса плательщики ЕНВД в общем случае не обязаны представлять в налоговые органы декларации по налогу на прибыль и НДС.
С другой стороны, стоит обратить внимание на положения статьи 289 Налогового кодекса. Данной нормой установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей его исчисления и уплаты по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в инспекцию по месту своего нахождения и «прописке» каждого своего «обособленца» соответствующие налоговые декларации. Таким образом, за III квартал текущего года, поскольку до середины августа организация применяла общий режим налогообложения, необходимо представить помимо «вмененной» декларации еще и декларации по налогу на прибыль и НДС.
В связи с сокращением производства продукции часть оборудования предприятия простаивает. По решению руководства неиспользуемые активы с 1 июля 2012 года переведены на консервацию. Как это отразится на размере авансовых платежей по налогу на имущество?
Начнем с того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса налогом на имущество облагаются объекты, которые учитываются на балансе организации в качестве ОС. В данном случае необходимо руководствоваться следующими приказами Минфина:
– от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;
– от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01»;
– от 13 октября 2003 г. № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается к бухучету, если единовременно выполняются следующие условия:
– объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
– объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
– организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
– объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Пунктом 29 ПБУ 6/01 установлено, что стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
В то же время согласно пункту 20 Методических рекомендаций по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации.
Таким образом, перевод объекта на консервацию не является основанием для вывода его из состава основных средств. А значит, и от обязанности уплачивать в отношении него налог на имущество компания не освобождается.
С точки зрения налогообложения, тут также важен срок консервации. Если таковой превышает три месяца, то в соответствии с пунктом 23 ПБУ 6/01 и пунктом 63 Методических рекомендаций начисление амортизации в бухучете по законсервированным объектам приостанавливается, то есть их остаточная стоимость не уменьшается. Как следствие, база по налогу на имущество в течение всего срока консервации остается неизменной.
В случае если объект ОС переведен на консервацию на срок менее 3 месяцев, то при расчете авансового платежа по налогу на имущество «база» уменьшается на амортизационные отчисления в общем порядке.
С 1 июля 2012 года индивидуальный предприниматель переведен на уплату ЕНВД. В каком порядке при заполнении декларации за III квартал текущего года нужно округлять значения физических и стоимостных показателей?
Форма декларации по ЕНВД, порядок ее заполнения и соответствующий электронный формат утверждены приказом ФНС от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13@ (далее – Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что при заполнении декларации значения корректирующего коэффициента К2 округляются после запятой до третьего знака включительно. Значения физических показателей указываются в целых единицах. Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 копеек (0,5 единицы) и более – округляются до полного рубля (целой единицы). Приведенный в указанной норме порядок округления полностью соответствует положениям пункта 11 статьи 346.29 Налогового кодекса.
Напомним, что коэффициент-дефлятор К1, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), на 2012 г. установлен в размере 1,4942 (приказ Минэкономразвития от 1 ноября 2011 г. № 612). Округлять значение данного коэффициента не нужно.
Компания применяет упрощенную систему налогообложения. В III квартале текущего года отдельным контрагентам по их просьбе были выставлены счета-фактуры с выделенным в них НДС. Возникает ли в этом случае обязанность представлять в налоговую инспекцию декларацию по НДС?
«Упрощенцы» согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса не признаются налогоплательщиками НДС. Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками этого налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Форма декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 15 октября 2009 г. № 104н (далее – Порядок). В пунктах 1 и 3 Порядка сказано, что декларация по НДС представляется, в частности, лицами, не признаваемыми налогоплательщиками НДС, которые перечислены в упомянутом пункте 5 статьи 173 Кодекса. В этом случае в состав декларации включается титульный лист и раздел 1. Причем отдельно оговорено, что раздел 3 декларации не заполняется и не представляется.
Минфин в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23 октября 2007 г. № 03-07-11/512) отмечает, что на основании пункта 5 статьи 173 и пункта 5 статьи 174 Кодекса организации, не признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с применением УСН и выставившие при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию по данному налогу.
Вместе с тем в настоящее время налоговые органы не вправе привлечь «упрощенца» за несвоевременное представление декларации по НДС. Объясняется это просто. Дело в том, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. А «упрощенцы», как уже было отмечено, плательщиками НДС не признаются. Что же касается Порядка, который предписывает «упрощенцам» в подобных ситуациях представлять декларацию по УСН, то при его издании Минфин несколько превысил свои полномочия. Ведь согласно пункту 1 статьи 4 Кодекса изданные финансистами нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. А Кодексом установлена лишь обязанность неплательщика НДС в связи с применением УСН перечислить в бюджет налог, сумма которого выделена в счете-фактуре.
Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Суды приходят к выводу, что привлечение «упрощенца» к ответственности по статье 119 Кодекса неправомерно (см., например, постановления Президиума ВАС от 30 октября 2007 г. № 4544/07, ФАС Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А32-18366/2007-46/329).
Отметим, что во избежание претензий со стороны налоговых органов в подобных ситуациях «упрощенцам» все же рекомендуется представить декларацию по НДС в инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК). Тем более что Минэкономразвития уже разработало законопроект, положения которого закрепляют за «упрощенцами», выставившими счет-фактуру с выделенным НДС, сдавать в инспекцию декларации по НДС в те же сроки, что и плательщики этого налога.
В III квартале 2012 года у компании не было операций, подлежащих отражению в декларации по НДС. Однако имели место операции по счетам (выплачивалась зарплата и т. п.). Можно ли в данном случае в инспекцию представить единую (упрощенную) декларацию?
Форма декларации по НДС и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 15 октября 2009 г. № 104н (далее – Порядок). В пункте 3 Порядка сказано, что при отсутствии операций, подлежащих отражению в соответствующих разделах и приложениях декларации по НДС, данная декларация в налоговые органы не представляется. В этом случае налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 10 июля 2007 г. № 62н. Данным Порядком установлено, что лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющие операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющие по этим налогам объектов налогообложения, представляют в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию по данным налогам.
На этом основании Минфин в письме от 10 марта 2010 г. № 03-07-08/64 пришел к выводу, что в случае отсутствия операций, подлежащих отражению в декларации по НДС, утвержденной приказом № 104н, в налоговую инспекцию следует представлять единую упрощенную налоговую декларацию.
Вместе с тем в письме от 31 июля 2012 г. № ЕД-3-3/2683 финансисты обратили внимание налогоплательщиков на один очень важный момент. Дело в том, что согласно пункту 2 статьи 80 Налогового кодекса единую («упрощенную») декларацию налогоплательщик может представить только при отсутствии операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации). А это означает, что даже если компания не проводит операции, которые подлежат отражению в декларации по НДС, но при этом происходит движение средств по его счетам, упрощенной декларацией тут не отделаешься. В таких ситуациях в соответствии с пунктом 3 Порядка придется представить в инспекцию титульный лист и раздел 1 декларации, утвержденной приказом Минфина № 104н.
В составе организации имеются обособленные подразделения. Налоговый орган настаивает на том, что по месту нахождения «обособленцев» необходимо представить промежуточную бухгалтерскую отчетность. Насколько данное требование инспекции правомерно?
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом «О бухгалтерском учете». Отметим, что в настоящее время действует Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.
Вместе с тем согласно пунктам 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса место нахождения юрлица определяется местом его государственной регистрации. Таковая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Таким образом, организация, которая в соответствии с Законом № 129-ФЗ должна вести бухучет, обязана представлять бухгалтерскую отчетность, в т. ч. промежуточную, только в налоговый орган по месту своего нахождения. Аналогичное мнение выражено в письме Минфина от 8 марта 2008 г. № 03-02-07/1-132. Правомерность данного подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. № КА-А40/12070-09). Судьи указывают, что действующим законодательством выделение обособленного подразделения на отдельный баланс не рассматривается как составление подразделением отдельной бухотчетности (бухгалтерского баланса). Просто бухгалтерская отчетность в таких ситуациях должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). Это следует из пунктов 4 и 8 ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н).
На то, что у компании есть право, а не обязанность представлять бухгалтерскую отчетность не только в налоговый орган по месту своего нахождения, но и по месту нахождения «обособленцев», указано и в письме Минфина от 7 июля 2009 г. № 03-02-07/1-345.
На работу принят сотрудник, у которого нет страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Как в этом случае подавать по нему сведения персонифицированного учета?
Подать индивидуальные сведения в ПФР по сотруднику, который не зарегистрирован в системе ОПС, можно только после того, как будет оформлено свидетельство обязательного пенсионного страхования.
Отметим, что страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. В нем указаны страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); Ф. И. О.; дата и место рождения; пол; дата регистрации в системе ОПС.
Статьей 65 Трудового кодекса установлено, что при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 7 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
С этой целью новый сотрудник, впервые устроившийся на работу, должен заполнить Анкету застрахованного лица (АДВ-1), форма которой утверждена постановлением правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п. Далее работодателю необходимо передать ее в органы ПФР для регистрации работника в системе ОПС. На все про все отводится 2 недели с момента заключения трудового договора или договора подряда. А в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица территориальное отделение ПФР открывает индивидуальный лицевой счет и оформляет страховое свидетельство. Данный порядок установлен приказом Минздравсоцразвития от 14 декабря 2009 г. № 987н «Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах».
Среднесписочная численность сотрудников компании превышает 100 человек. Обязательно ли в этом случае представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в электронном виде?
Пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса закреплено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), также в электронном виде.
Указанной нормой установлено, что у налогоплательщиков среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также у вновь созданных компаний, численность сотрудников которых превышает указанный предел, нет права выбора, каким из названных способов представлять налоговую отчетность. Они обязаны сдать декларации (расчеты) исключительно по установленным форматам в электронном виде.
В свою очередь согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков-организаций представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухотчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом «О бухгалтерском учете». При этом Кодексом не предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна представляться в налоговые органы в электронном виде. Данный факт признают и контролирующие органы (см., напр., письмо Минфина от 19 июля 2012 г. № 03-02-07/1-182).
Таким образом, вне зависимости от значения показателя среднесписочной численности сотрудников организация вправе сдавать в инспекцию бухотчетность на бумажных носителях. Причем никто не запрещает представлять ее в электронном виде. Соответствующий формат утвержден приказом ФНС от 15 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/87@.
Отметим, что прием бухотчетности в электронном виде налоговые органы осуществляют в том же порядке, что и налоговые декларации (расчеты). Об этом сказано в пункте 161 Административного регламента ФНС, который утвержден приказом Минфина от 18 января 2008 г. № 9н. Следовательно, в соответствии с пунктом 135 данного Регламента подтверждением того, что бухотчетность, поданная в электронном виде, принята налоговым органом, послужит квитанции о приеме отчетности в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя ИФНС.
На момент подачи декларации по ЕНВД за II квартал текущего года организация не перечислила во внебюджетные фонды страховые взносы, исчисленные за тот же период. Соответственно, база по единому налогу не была уменьшена. Можно ли перенести вычет на III квартал и отразить его в декларации при условии, что взносы были уплачены именно в этот период?
Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 Налогового кодекса уменьшается на сумму выплаченных за тот же период страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Таким образом, сумма исчисленного за налоговый период единого налога подлежит уменьшению «вмененщиками» на сумму фактически уплаченных (в пределах исчисленных сумм) на дату представления декларации по ЕНВД взносов во внебюджетные фонды.
В своих разъяснениях представители Минфина отмечают, что если страховые взносы были уплачены после подачи декларации по ЕНВД (в следующем налоговом периоде), то после их уплаты налогоплательщик вправе подать «уточненку» за налоговый период, за который уплачены указанные взносы. Такое мнение выражено, в частности, в письмах Минфина от 28 апреля 2012 г. № 03-11-11/138, от 22 июля 2009 г. № 03-11-06/3/193 и т. д.
Напомним, что Конституционный Суд еще в определении от 8 апреля 2004 г. № 92-О указал, что реализация права на вычет страховых обязательных взносов, исчисленных за расчетный период, не может ставиться в зависимость от даты фактической уплаты этих взносов плательщиком ЕНВД. В данном случае главное, чтобы период начисления этих взносов совпадал с периодом исчисления ЕНВД.
Минфин в письме от 8 августа 2012 г. № 03-11-11/232 также обратил внимание «вмененщиков» на то, что сумма, на которую уменьшается ЕНВД в связи с подачей уточненной декларации, может быть зачтена в счет предстоящей уплаты данного налога либо возвращена налогоплательщику. Руководствоваться при этом следует положениями статьи 78 Налогового кодекса.
Таким образом, «вычет» за II квартал текущего года плательщик ЕНВД не вправе отразить в декларации за III квартал, даже если именно в этот период были уплачены взносы во внебюджетные фонды.
Сумма уплаченных в ПФР взносов в описи АДВ-6-2 оказалась меньше, чем в РСВ-1. Не означает ли это, что на каком-то этапе в расчетах была допущена ошибка? Будет ли принята такая отчетность у организации?
Данные в Описи сведений персонифицированного учета (форма АДВ-6-2) и Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) в этом году могут не совпадать в том случае, если размер выплат, произведенных в пользу отдельных сотрудников, превысил предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Дело в том, что в прошлом году на выплаты, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, взносы как таковые не начислялись (ч. 4 ст. 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.). Поэтому существенных расхождений просто и быть не могло.
Начиная с 1 января 2012 года страхователи обязаны осуществлять уплату страховых взносов, начисленных на выплаты и иные вознаграждения свыше предела, установленного статьей 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, по тарифу – 10 процентов ((ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Данный «довесок» является солидарной частью тарифа страховых взносов. В соответствии с Законом от 3 ноября 2011 г. № 379-ФЗ такие взносы не отражаются в лицевых счетах застрахованных лиц и не участвуют в формировании расчетного пенсионного капитала для назначения пенсии. Поэтому в постановление правления ПФР от 31 июля 2006 г. № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» потребовалось внести поправки. Так, благодаря постановлению правления ПФР от 28 марта 2012 г. № 66, начиная с 1 января 2012 года в сведениях персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2) сумма страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии указывается в размере суммы, начисленной с базы для начисления страховых взносов, но не более чем с предельно облагаемой.
Проще говоря, в форме РСВ-1 взносы отражаются в фактически уплаченном размере. А вот в сведениях персучета (форма АДВ-6-2) они показываются только в сумме, начисленной с выплат в рамках предельной базы. Напомним, что в этом году она составляет 512 тыс. рублей (постановление правительства от 24 ноября 2011 г. № 974).
Таким образом, в случае если сумма по организации в целом, указанная в Описи АДВ 6-2, меньше суммы фактически уплаченных страховых взносов, указанной в РСВ-1, то при отсутствии других ошибок декларация будет принята ПФР.