|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 33: Наличные расчеты на ЕНВД: «кассовые» правила
В отличие от большинства хозяйствующих субъектов фирмы и предприниматели, которые платят единый налог на вмененный доход, освобождены от обязанности применять при расчетах наличными за проданные товары, работы, услуги контрольно-кассовую технику. Однако необходимость использования бланков строгой отчетности для «вмененщиков», оказывающих услуги населению, никто не отменял. Да и избавление от ККТ отнюдь не означает, что правила «кассовой» дисциплины для плательщиков ЕНВД вообще не писаны.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении расчетов за проданные товары, работы, услуги наличными или с помощью платежных карт. Тем не менее, это лишь общее правило, имеющее ряд исключений.
Так, пунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ установлено, что отказать от применения ККТ вправе фирмы и организации, оказывающие услуги населению, при условии выдачи покупателям взамен кассового чека бланков строгой отчетности. Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники на этот случай утверждено постановлением правительства от 6 мая 2008 г. № 359.
Пункт 3 статьи 2 закона № 54-ФЗ содержит перечень видов деятельности, при ведении которых также может не применять контрольно-кассовая техника в силу их специфики или особенностей места нахождения организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих таковые.
Наконец, пункт 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ дарует свободу от обязанности применять кассовый аппарат фирмам и предпринимателям, ведущими виды деятельности, перечисленные в пункте 2 статьи 346.25 Налогового кодекса и уплачивающим ЕНВД. Однако в силу прямого ее указания распространяется данная норма только на тех «вмененщиков», которые не попадают под действие пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Это означает, что отказаться от использования ККТ такие хозяйствующие субъекты вправе лишь на условиях, прописанных в данных нормах.
Оказание услуг населению
Если говорить о пункте 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, то большой разницы быть освобожденным от применения кассовой техники на ее основании, а не в связи с уплатой ЕНВД большой разницы нет. Даже более того, не придется выполнять никаких дополнительных условий, который предусмотрены для «вмененщиков» и к которым мы еще вернемся. А вот, что касается пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, то, как уже упоминалось, он предоставляет право отказаться от ККТ лишь при условии выдачи покупателям бланков строгой отчетности взамен кассового чека. На этом основании представители Минфина делают вывод, что при оказании услуги населению фирмы и предприниматели должны применять бланки строгой отчетности даже в том случае, если они применяют «вмененку» (письма ведомства от 30 ноября 2010 г. № 03-01-15/9-251, от 11 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-235, от 27 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-216). Солидарны с этой точкой зрения и специалисты Минэкономразвития (см. письма министерства от 29 ноября 2011 г. № Д09-3014, от 8 апреля 2010 г. № Д05-1018). Вторят приведенной позиции и эксперты Федеральной налоговой службы (письма ведомства от 17 мая 2010 г. № АС-17-2/238, от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303@).
Следовательно, в случае отказа от применения ККТ без выдачи клиентам бланков строгой отчетности фирма или предприниматель могут быть привлечены к ответственности по пункту 2 статьи 14.5 КоАП. Согласно таковой величина штрафа для индивидуальных предпринимателей составляет от 3000 до 4000 руб., для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.
Обратите внимание! В определении от 22 июня 2012 г. № ВАС-7182/12 судьи ВАС пришли к выводу, что в случае оказания «вмененщиком» услуг населению без применения контрольно-кассовой техники выдача соответствующих бланков строгой отчетности обязательна вне зависимости от требования покупателя (клиента).
Впрочем некоторых плательщиков ЕНВД при отказе от ККТ от штрафных санкций не спасет и выдача бланков строгой отчетности.
Розничная торговля алкоголем
Как разъясняют чиновники, отказаться от использования контрольно-кассовой техники не могут позволить себе те «вмененщики», которые среди прочего ведут розничную продажу алкоголя с содержанием этила более 15 процентов объема готовой продукции в городах (письма Минфина от 6 ноября 2009 г. № 03-01-15/10-492, от 3 сентября 2009 г. № 03-01-15/9-441, от 9 сентября 2009 г. № 03-01-15/9-451, ФНС от 16 сентября 2009 г. № ШТ-17-2/167@). Такие выводы основываются на положениях пункта статьи 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Согласно данной норме целей розничной продажи алкоголя в городских и сельских поселениях (за исключением пива и пивной продукции) организации должны помимо прочего иметь контрольно-кассовую технику. Впрочем аналогичное требование данной нормой установлено и в отношении фирм и индивидуальных предпринимателей, ведущих розничную продажу пива и пивных напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции. Разве что до 1 января 2013 года оно не распространяется на реализацию пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции (п. 5 ст. 5 Закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ).
Конечно, никакого исключения в части освобождения от применения ККТ для «вмененщиков», торгующих алкоголем, пункт 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ не содержит. В этом смысле правомерность привлечения такого плательщика ЕНВД при его отказе от использования кассового аппарата к ответственности по пункту 2 статьи 14.5 КоАП вызывает большие сомнения. Однако, собственно говоря, на данную норму чиновники и не ссылаются. В данном случае, указывают они, налицо состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП «Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции». Суммы же штрафных санкции данной нормой предусмотрены в том же размере, что и за неприменение кассовой техники Плюс к этому может быть также конфискована алкогольная продукция.
Взамен кассовой техники
Освобождение «вмененщиков» от обязанности применять ККТ не носит безусловных характер и в том смысле, что отказ от кассовой техники тем требует от них определенного порядка действий при расчетах наличными или с помощью платежных карт. Так, пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ установлено, что в этом случае плательщик ЕНВД обязуется предоставлять покупателям по их требованию достойную замену кассовому чеку, подтверждающую прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Выдавать его необходимо непосредственно в момент оплаты и при этом он должен содержать следующие обязательные сведения:
– наименование документа;
– его порядковый номер и дату выдачи;
– ИНН и название организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя);
– наименование и количество приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
– сумму оплаты, произведенной наличными или банковской карточкой;
– должность, фамилию и инициалы лица, «выписавшего» этот документ, и его личную подпись.
В остальном это может быть как товарный чек, квитанция, так и любой иной документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Также в письме от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303@ эксперты Федеральной налоговой службы также указали, что для печати такового вполне может использоваться в том числе модернизированная ККТ. Соблюдения всех «формальностей», которое необходимо при действительном применении кассовой техники, в данном случае не потребуется. Иными словами, основанием для привлечения к ответственности за нарушение кассовой дисциплины это не послужит. В частности, аппарат может быть снят с регистрационного учета, не иметь фискальной памяти или работать в нефискальном режиме. Не обязательно оснащать его и ЭКЛЗ. Однако это не значит, что «вмененщик», по тех, кто при оказании услуг населению ни ККТ не применяют, ни БСО не выдают, в принципе не могут быть оштрафованы по пункту 2 статьи 14.5 КоАП.
Дело в том, что по большому плательщикам ЕНВД предоставлено не освобождение от ККТ, а вправо выбора при ведении наличных расчетов между ее применением и упрощенным порядком соблюдения кассовой дисциплины, то есть готовности по требованию покупателя выдать ему документ, подтверждающий произведенную оплату (письмо ФНС от 5 мая 2012 г. № ЕД-3-3/1643@).
Таким образом, ответственность, предусмотренная пунктом 2 статьи 14.5 КоАП, все же может быть применена ко всем плательщикам ЕНВД, а не только оказывающим услуги населению. Правда, следует принимать во внимание, что в данном случае штраф может быть наложен только за отказ выдать документ, заменяющий кассовый чек, по требованию клиента, а не за его невыдачу в принципе (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2011 г. по делу № А19-21101/09, ФАС Северо-Кавказского округа от 6 августа 2010 г. по делу № А32-7002/2010-3/115-5АЖ, ФАС Поволжского округа от 28 июля 2010 г. по делу № А65-31944/2009, ФАС Дальневосточного округа от 20 мая 2010 г. № Ф03-3354/2010 и ФАС Волго-Вятского округа от 4 марта 2010 г. по делу № А79-12036/2009).
Ольга Кутько, эксперт ООО «Центр экономической информации»