|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 35: Планирование налоговых выездных проверок: новые «цели»
Налоговики уже давно не скрывают принципов, по которым ими отбираются кандидаты на проведение выездной проверки. Карты были раскрыты Федеральной налоговой службой еще в 2007 году. Однако ФНС регулярно обновляет критерии, которые являются определяющими для включения налогоплательщика в план по выездным проверкам. Последние изменения предусмотрены приказом налоговой службы от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@.
Что касается камеральной проверки, то таковая согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса проводится по каждой сданной налогоплтельщиком декларации. А вот перечня оснований для проведения выездной ревизии Кодекс не содержит. При назначении таковых налоговики руководствуются, что называется, собственными наработками, и долгое время критерии отбора хозяйствующих субъектов для нанесения визита оставались закрытыми.
Однако в мае 2007 года Федеральная налоговая служба издала приказ от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (далее – приказ), в котором открыта для изучения широкому кругу налогоплательщиков Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция). Так, в приложении № 1 к документу изложена сама Концепция, а в приложении № 2 – общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Критерии). В приложениях № 3 – 5 содержатся расчетные показатели для сравнения и рекомендуемая форма пояснительной записки, которые относятся к отдельным критериям оценки рисков.
Концептуальная основа
Итак, как гласит Концепция, планирование выездных налоговых проверок базируется на принципе двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые – к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. При этом последний не может быть осуществлен без всестороннего анализа всей имеющейся у налоговиков информации о ней. Что же анализируют налоговики?
В первую очередь инспекторы изучают данные о начисленных и уплаченных налогоплательщиком налогах. Здесь внимание обращается на два фактора: насколько своевременно он исполняет свои обязательства перед бюджетом; не прослеживаются ли тенденции к уменьшению начислений со временем. Следом идут показатели налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта, которые исследуются на предмет значительных отклонений от данных предыдущего периода или среднестатистических сведений по аналогичным налогоплательщикам, а также противоречий между данными в отчетности, представленных документах и информацией, имеющейся у налоговиков. Ну и, наконец, изучаются факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы, то есть проверка налогоплательщика на соответствие так называемым критериям оценки рисков.
В своих целях ревизоры используют информацию, поступающую как из внутренних, так и из внешних источников. Иными словами, в ход идут не только данные, полученные в ходе исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, а налоговиками – прямых функций, но и о сведениях, предоставленных ИФНС в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами госвласти и местного самоуправления, а также об иной информации, в том числе общедоступной.
Что касается ответственности налогоплательщика, то Концепцией закреплено право хозяйствующего субъекта на самостоятельную оценку рисков «встретить на пороге» налоговых инспекторов, и предоставлена возможность оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.
Каждый налогоплательщик, указывается в Концепции, должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок.
Вместе с тем, как отметили сами представители ФНС в письме от 31 июля 2007 г. № 06-1-04/505 если ваша деятельность соответствует критериям оценки риска, это не обязательно приведет к неблагоприятным налоговым последствиям. Да и назначение выездной проверки еще не означает, что налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение. Однако пережить ревизию, скорее всего, придется.
Для практического применения
Всего приказ содержит 12 критериев оценки рисков:
1) налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);.
2) на протяжении нескольких налоговых периодов в бухгалтерской или налоговой отчетности отражается убыток;
3) в налоговой отчетности за определенный период заявлены значительные суммы налоговых вычетов;
4) темпы роста расходов опережают темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
6) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;
7) сумма расходов индивидуального предпринимателя максимально приближена к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
9) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
10) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
11) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
12) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Проще говоря, речь идет об обстоятельствах или показателях деятельности, при наличии которых налогоплательщик, на взгляд налоговиков, попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Правда, как сказано в самой Концепции, это далеко не полный перечень признаков, которыми пользуются сами налоговики. Но, видимо их вполне достаточно, чтобы оценить, насколько высок риск визита инспекторов.
В ногу со временем
Очевидно, что деятельность любых хозяйствующих субъектов не проходит в отрыве от внешней среды. Смена условий ее ведения, вызванная обновлением законодательства или экономической ситуацией в стране, безусловно, сказывается в том числе и на том, какие ее показатели следует считать адекватными действительности, а какие могут вызывать подозрения. Поэтому и Критерии нуждаются в постоянной актуализации, что регулярно и делают представители ФНС.
Так, к примеру, приказом от 22 сентября 2010 г. № ММB-7-2/461@ налоговая служба обновила ряд критериев в связи с изменениями законодательства (например, такой, как повышение предельной величины дохода на УСН), а также из-за объективного влияния кризиса на финансовое положение большинства налогоплательщиков. В частности, согласно критериям внимание налоговиков привлекают хозяйствующие субъекты, в течение двух и более лет получающие убытки. Приказом № ММB-7-2/461@ эксперты ФНС уточнили, что если один из этих неудачных годов – 2008-й, то на такую тенденцию ревизоры могут и закрыть глаза.
Помимо того, тогда специалисты ФНС полностью обновили приложения № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@, в которых расшифровываются данные о налоговой нагрузке и рентабельности активов по видам деятельности, чтобы налогоплательщикам, что называется, было с чем сравнивать. Тогда в приложениях появились сведения за 2008 и 2009 годы.
Приказом от 8 апреля 2011 г. № ММВ-7-2/258@ налоговая служба вновь актуализировала эти данные, добавив сведения по 2010 году.
Приказом ФНС от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@ добавлены сведения за 2011 год. Однако на этом последние обновления не заканчиваются.
Новые вводные
Приказом ФНС от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@ внимание акцентировано на двух критериях.
Во-первых, речь идет о выплате среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе. Согласно изменениям, внесенным в приказ, что касается данного показателя, то при выборе объектов проверки инспекторы теперь будут также учитывать жалобы и заявления граждан, юрлиц и ИП, правоохранительных и иных контролирующих органов. В частности, интерес для налоговиков представляют сообщения о том, что зарплату налогоплательщик выплачивает «в конвертах», трудовые отношения оформляет несвоевременно и т. п.
Во-вторых, изменения коснулись такого критерия как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности. Сюда же отнесено непредставление ИФНС запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
Ольга Привольнова, эксперт ООО «Центр экономической информации»