|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 3: Налоговый климат на ближайшую трехлетку
Налоговый климат на ближайшую трехлетку
Переход на уплату ЕНВД со следующего года будет носить добровольный характер, а восстанавливать амортизационную премию придется только при продаже основного средства взаимозависимому лицу. Эти инициативы Минфина были одобрены в мае правительством в рамках Основных направлений налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов. И это еще далеко не все из того, что ожидает налогоплательщиков в ближайшие три года.
Тепло, преимущественно без осадков, местами дождь… Пожалуй, основным направлениям налоговой политики, ежегодно утверждаемым правительством на ближайшую трехлетку, можно доверять все же в несколько большей степени, нежели прогнозу погоду. Конечно, в ходе претворения налоговых инициатив в жизнь, они могут изрядно трансформироваться, отсрочиться и т.п., однако общие тенденции, как правило, сохраняются. Так, и согласно документу, очерчивающему налоговую перспективу на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, приоритеты правительства в этой области на ближайшие три года останутся прежними. Главная задача – обеспечить устойчивость бюджетной системы за счет повышения налоговых доходов. Основные цели – поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности. Вопрос в том, что конкретно это означает для налогоплательщиков. Впрочем, почти все инициативы программного характера ранее в том или ином виде уже обозначались и правительством, и Минфином.
Налог на доходы физических лиц
В целях развития человеческого капитала налоговая политика правительства на 2013-2015 годы предполагает внесение изменений в главу 23 Налогового кодекса, касающихся двух моментов: перечня освобождаемых от НДФЛ выплат и порядка предоставления имущественного вычета.
Так, статью 217 Кодекса планируется рядом социально значимых выплат, среди которых интерес для работодателей интерес представляет оплата стоимости медицинских услуг, производимой ими за физических лиц. При этом речь идет о фирмах и предпринимателях, применяющих специальные налоговые режимы и определяющих налоговую базу как доходы, уменьшенные на величину расходов. Правда, стоимость медицинских услуг, оплачиваемая ими, не будет облагаться НДФЛ лишь при условии, что соответствующие расходы не учтены ими при налогообложении.
Кроме того внимания заслуживает инициатива по снятию ограничения на сумму доходов, освобождаемых от НДФЛ, в отношении доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, а также иными социально незащищенными категориями граждан.
Впрочем возможно, что не все поправки в главу 23 Налогового кодекса будут, что называется, со знаком «плюс». Как указано в Основных направлениях налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов (далее – Основные направления), помимо прочего из статьи 217 Кодекса необходимо исключить некоторые избыточные нормы, регулирующие порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов.
Что же касается порядка предоставления имущественного вычета, то планируемые изменения здесь по большей части вызваны определениями Конституционного суда от 1 марта 2012 г. № 6-П, а также от 13 марта 2008 г. № 5-П. Одним из них представители КС подтвердили право налогоплательщика на имущественный вычет родителя, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, в части доли (долей), приходящейся на таких детей. Другим – на имущественный вычет при приобретении имущества в полную собственность несовершеннолетнего ребенка. Порядок получения вычета в подобных случаях, очевидно, и будет прописан в НК.
Кроме того, как указано в Основных направлениях, нуждается в уточнении и процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность в целом.
Специальные налоговые режимы
Патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, речь о которой шла еще в Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012-2013 года планируется к вводу уже с 1 января 2013 года.
Так, субъекты Российской Федерации обязаны будут принять до конца 2012 года законы о введении с 1 января 2013 года на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 Кодекса, которая будет выделена из «упрощенной» главы НК. Кроме того они смогут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, за исключением ряда из них, в том числе деятельности ломбардов, услуг грузового транспорта, услуг связи и пр.
Главой 26.5 Кодекса будут установлены минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога. При этом региональные власти будут вправе увеличивать их от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.
Коммерсантам, применяющим патентную систему налогообложения, предполагается разрешить использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.
В остальном, что касается «упрощенки», то Основными направлениями заявлены в Налоговый кодекс, нацеленные на упрощение перехода на спецрежим, совершенствование порядка исчисления и уплаты налогов, исключение двойного ведения бухгалтерского и налогового учета. Однако подробности в документе не разглашаются.
Кардинальные перемены в связи с введением патентной системы налогообложения, как и заявлялось ранее, ждут «вмененку». Правда, теперь они носят несколько иной характер. Так, вместо сокращения перечня видов деятельности, подпадающих под уплату ЕНВД, с 2013 года данный спецрежим будет носить добровольный характер. Однако с течением времени он все же канет в Лету, хотя и позже, чем предполагалось ранее – с 1 января 2018, а не 2014 года.
Имущественное налогообложение
Со знаком «плюс», безусловно, можно оценить инициативу правительства об исключении из объекта обложения налогом на имущество движимых активов (машины, оборудование). По мнению чиновников, данная мера создаст стимулы для обновления основных фондов.
Что касается недвижимости, то в перспективе, как указано в Основных направлениях, необходимо перейти к определению налоговой базы исходя из кадастровой стоимости активов, что отвечает планам по введению налога на недвижимость. Правда, на первом этапе в качестве налогоплательщиков такового предполагается признать только физических лиц.
При этом, как прямо говорится в Основных направлениях, сроки введения налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства, работы по которой, впрочем, должны быть завершены в 2012 года. Но если не в следующем году, очевидно через пару лет, налог на недвижимость дойдет и до юридических лиц. Это также означает, что мимо организаций не пройдет и «налог на роскошь».
В данном случае речь не идет о новом виде налога как таковом. Как говорится в Основных направлениях, вопрос налогообложения объектов роскоши следует решать в рамках как раз планируемого к введению налога на недвижимое имущество.
Так, при введении минимальной ставки налога на недвижимость предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности налогоплательщика в размере от 0,05 до 0,3 процента. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. При этом планируется, что повышенная налоговая ставка в отношении дорогостоящей недвижимости будет применяться вне зависимости от того, кто является собственником активов (организации или физические лица), а также от количества собственников.
Впрочем налогообложение престижного потребления, судя по всему, будет введено не только за счет налога на недвижимость. Основными направлениями предусмотрено, что с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. При этом региональным властям будет предоставлено право увеличить ее, но никак не уменьшить.
Также предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 - 150 л.с.), гидроциклов (свыше 150 л.с.), катеров и яхт (свыше 300 л.с.). Применять повышенные налоговые ставки предлагается в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. Освобождены от повышенного взимания налога будут спортивные автомобили и мотоциклы, используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях.
Налог на прибыль
В том, что касается налога на прибыль, Основными направления заявлены изменения, касающиеся как порядка его исчисления, так и правиле ведения налогового учета и отчетности.
Так, прежде всего стоит отметить, что в скором времени (соответствующий законопроект уже находится на рассмотрении Госдумы) будет изменен механизм восстановления амортизационной премии при продаже основного средства, в отношении которого она была применена, ранее, чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию. Вернее, будет сужена категория налогоплательщиков, которым необходимо к нему прибегать. В частности, предполагается закрепить, что восстановлению подлежат «премиальные» суммы капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику.
В остальном налоговые инициативы, связанные с налогом на прибыль вряд ли можно назвать положительными для налогоплательщиков.
Во-первых, чиновники намерены частично исключить подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, согласно которому не учитываются в целях налогообложения прибыли, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов соответствующими акционерами или участниками. Как указано в Основных направлениях, фактически данная норма позволяет коммерческим организациям получать от своих акционеров или участников любое имущество, имущественные права или неимущественные права, в том числе денежные средства, без налоговых последствий. Ее наличие в Кодексе, объясняют авторы документа, формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями.
Во-вторых, Основными направлениями предлагается рассмотреть вопрос об исключении возможности применения указанного повышающего коэффициента к норме амортизации в отношении ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Ну или в крайнем случае, указывают авторы документа необходимо сократить сферы его применения за счет уточнения понятия «агрессивная среда» для целей налогообложения. Главное, ограничить возможность применения повышающего коэффициента амортизацией основных средств, изначально предназначенных для работы в контакте с агрессивной средой и используемых в режиме, установленном соответствующей документацией производителя.
Вместе с тем, не может не порадовать налогоплательщиков заявленная в Основных направлениях и развивающаяся на протяжении последних лет тенденция на сближение бухгалтерского и налогового учетов. Пока, правда, новых конкретных мер, которые могли бы способствовать этому, чиновники не привели. Они лишь указали, что отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на основании данных бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок может быть только формальным решением проблемы. В частности, среди прочего это означало бы отказ от той же амортизационной премии в налоговом учете. Кроме того, подобный исход потребует от налогоплательщиков ведения непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, используемых для определения базы по налогу на прибыль организаций, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету.
Впрочем, если налоговый учет, то составление отчетности по налогу на прибыль авторы Основных направлений намерены упростить вполне конкретным образом. В частности, в этой связи рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.
Досудебное урегулирование
В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налогового спора, провозглашают Основные направления, необходимо развитие порядка досудебного рассмотрения налоговых споров. В первую очередь при этом планируется, что данная процедура станет обязательной для всех актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Кроме того, планируется увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца. Как поясняется в Основных направлениях, такой срок позволит налогоплательщикам всесторонне и полно проанализировать выводы налоговиков, содержащиеся в решении и подготовить действительно мотивированную, а не формальную жалобу. Помимо этого будет предусмотрена также возможность кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу решений, вступивших в силу. При этом предполагается, что подача кассационной жалобы не будет лишать налогоплательщика права на подачу заявления в суд.
Налоговое администрирование
В рамках совершенствования налогового администрирования Основными направлениями предусматривается внесение изменений в положения Налогового кодекса, так или иначе связанные с истребованием налоговиками документов или информации необходимых для налогового контроля.
Так, в перечень информации, предоставляемой банками, предполагается включить сведения о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах) в виде выписок. При этом в список субъектов, информация о счетах, вкладах (депозитах) которых должна быть передана инспекторам, планируется включить и физических лиц.
В процедуре истребования налоговиками документов и информации на основании статей 93, 93.1 Налогового кодекса согласно Основным направлениям надлежит закрепить выбор способа вручения требования о представлении документов: передача под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, направление по почте заказным письмом. Иными словами, предлагает исключить условие о том, что направление требования по почте допускается только при невозможности использования других способов. Кроме того, в число лиц, о которых ревизоры вправе истребовать документы в порядке статьи 93.1 Кодекса, планируется включить лица, с участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг). Неисключено, что среди прочего, будет усилена ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные сроки и при этом закреплено право налоговиков в подобной ситуации произвести выемку.
Из приятных новостей – срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки предполагается увеличить до одного месяца (в настоящее время 15 дней). Также, месяц, а не 10 дней, должен быть срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок налоговых проверок.
Артем Остроухов, корреспондент ООО «Центр экономической информации»