Содержание номера 16 апреля 2024

2012 05
МАТПОМОЩЬ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 39: Правила «кассовой» дисциплины-2012

Должны ли с 1 января 2012 года индивидуальные предприниматели соблюдать порядок ведения кассовых операций?

До начала текущего года действовал Порядок ведения кассовых операций в РФ, который был утвержден письмом Центробанка от 4 октября 1993 г. № 18. Президиум ВАС в постановлении от 29 июня 2010 г. № 1411/10 указал, что вышеуказанный Порядок на индивидуальных предпринимателей не распространяется. Иными словами, у ИП отсутствовала обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Следовательно, и правовых оснований для привлечения коммерсантов к ответственности в соответствии со статьей 15.1 КоАП не было.

Минфин в письме от 2 марта 2011 г. № 03-01-10/1-15 подчеркнул, что содержащееся в данном постановлении Президиума ВАС толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. То есть и в Минфине признавали, что ИП вовсе не должны были соблюдать «кассовую» дисциплину.

Однако с 1 января 2012 года ситуация изменилась кардинальным образом. Связано это с вступлением в силу нового Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Центробанком 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение № 373-П).

Согласно пункту 1.1. Положения № 373-П новый порядок распространяется на юрлиц, ведущих бухгалтерский учет, на компании, применяющие УСН, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть на индивидуальных предпринимателей.

Кстати говоря, о таком повороте событий индивидуальных предпринимателей заблаговременно предупредили представители ФНС в письме от 22 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@. В нем указано, что с 1 января 2012 года они обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, определенный Положением № 373-П, в том числе:

– определять лимит остатка наличных денег;

– хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег;

– оформлять кассовые операции приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002;

– обеспечивать наличие кассовых документов и других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в РФ;

– вести кассовую книгу 0310004.

Какие требования нужно соблюдать к оборудованию помещения для кассы в 2012 году? Нет ли необходимости переоборудовать кассу в соответствии с новым порядком осуществления кассовых операций?

С 1 января 2012 года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, которое утверждено Центробанком 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение № 373-П).

Пунктом 1.11 Положения 373-П установлено, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются непосредственно самим юрлицом или ИП. Таким образом, организация или ИП вправе сами решить, как именно им оборудовать кассовое помещение.

Особой необходимости переоборудовать уже имеющееся помещение для кассы как таковой нет.

Напомним, что единые требования по «технической укрепленности к оборудованию сигнализаций помещений касс предприятий» ранее были установлены в Приложении № 3 к Порядку ведения кассовых операций в РФ, утв. письмом ЦБ от 4 октября 1993 г. № 18 (с 1 января 2012 г. документ утратил силу). Требования, надо сказать, были довольно жесткими.

В частности, помещение кассы должно было быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери – внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы. Также кассу нужно было оборудовать специальным окошком для выдачи денег, а сейф надо было прочно прикрепить к полу и стенам стальными ершами и т. д. Представляется, что если организация в свое время оборудовала таким образом помещение для кассы, и руководство сочло, что этого достаточно для сохранности наличных денег, то и переделывать ничего не нужно.

На предприятии заработная плата выплачивается наличными денежными средствами. Какие «кассовые» документы в этом случае оформляются и сколько по времени организация может хранить в кассе деньги на выплату зарплаты?

В данном случае следует руководствоваться пунктом 4.6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, которое утверждено Центробанком 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение № 373-П). В нем сказано, что предназначенная для выплат зарплаты, стипендий и других выплат сумма наличных устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). В ведомости должен быть указан срок выдачи наличных на эти цели, который определяется руководителем.

Здесь стоит обратить внимание еще на один момент. В Положении № 373-П отмечено, что продолжительность срока выдачи наличных в данном случае не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения денег в банке). Ранее превышение «кассового» лимита допускалось в «зарплатные» дни, но на срок не более трех рабочих дней. И только в районах Крайнего Севера продолжительность выплаты зарплаты могла составлять 5 дней (п. 9 письма ЦБ от 4 октября 1993 г. № 18).

Отдельное внимание в Положении № 373-П уделено правилам оформления кассовых документов (глава 2 Положения № 373-П). Они оформляются:

– главным бухгалтером;

– бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица или ИП;

– руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).

В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости, платежные ведомости, заявления, счета, другие документы).

Внесение исправлений в кассовые документы, как и прежде, не допускается.

Отметим, что пункт 2.3 Положения № 373-П требует снабдить кассира печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. В данном случае речь идет о таких штампах, как «Оплачено», «Принято», «Выдано» и т. п., с указанием текущей даты. Очевидно, что если кассовые операции совершает сам руководитель, то образцы подписей делать не нужно.

В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты зарплаты, кассир в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) проставляет оттиск штампа или делает надпись «Депонировано» напротив фамилий работников, которым не выдавали наличных денег. Затем нужно подсчитать и вписать в итоговую строку сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк. Реестр депонированных сумм оформляется в произвольной форме. В Положении № 373-П приведены его обязательные реквизиты. К ним отнесены:

– наименование организации (Ф. И. О. индивидуального предпринимателя);

– дата оформления реестра;

– период возникновения депонированных сумм наличных денег;

– номер расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости);

– Ф. И. О. сотрудника, не получившего зарплату, его табельный номер и сумма невыплаченных денег;

– итоговая сумма по реестру депонированных сумм;

– подпись и расшифровка подписи кассира. Реестр депонированных сумм может содержать дополнительные реквизиты.

Обратите внимание! Нумерация реестров депонированных сумм осуществляется в хронологической последовательности с начала календарного года.

Оформив реестр депонированных сумм, кассир заверяет его и ведомости своей подписью и передает их для сверки и подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии – руководителю.

На фактически выданные суммы наличных денег по ведомости оформляется «расходник», номер и дата которого проставляются на последней странице расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости).

Индивидуальный предприниматель применяет «упрощенку» на основе патента. Стоимость патента не зависит от фактически полученной выручки. Вправе ли ИП осуществлять наличные расчеты с покупателями без применения ККТ?

Порядок применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт регламентируется Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

«Упрощенцы» должны выполнять действующий порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11 НК). При этом пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ установлено, что ККТ, включенная в «кассовый» госреестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП, которые ведут наличные расчеты.

Между тем пунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ можно проводить в случае оказания услуг населению в порядке, определяемом правительством. В этом случае покупателю следует выдавать не кассовый чек, а бланк строгой отчетности. Соответствующее Положение утверждено постановлением правительства от 6 мая 2008 г. № 359.

Таким образом, в случае если ИП в рамках УСН на основе патента оказывает за наличный расчет услуги населению, предусмотренные ОКУН (утв. постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163), то он вправе не применять ККТ при условии, что покупателям будет выдаваться бланк строгой отчетности.

Отметим, что в настоящее время на рассмотрении депутатов Госдумы находится законопроект, предусматривающий освобождение индивидуальных предпринимателей, применяющих «патентную» УСН, от обязанности применять ККТ. В пояснительной записке к документу отмечается, что основной задачей применения ККТ является обеспечение возможности учета объемов выручки от предпринимательской деятельности при осуществлении наличных расчетов. В то же время в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса стоимость патента зависит от установленного субъектом РФ потенциально возможного, а не фактического, дохода предпринимателя. А значит, фактический объем выручки, полученной субъектом предпринимательской деятельности, при налогообложении не учитывается. На данный момент Госдума приняла данный законопроект в первом чтении. А учитывая, что документ получил одобрение в правительстве, вероятность того, что он получит статус закона, довольно велика.

продолжение читайте в печатной версии журнала

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 4466 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.45/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.5 | 51 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться